ЖУТОВСКАЯ ТРОЯ  – 

ИЛИ ЭХО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

(Продолжение. Начало в газете №38 от 03.04.2018г. на 2-й стр. и на сайте сетевого издания здесь https://pvesti.ru/2/arxiv-nomerov/svezhij-nomer/zhutovskaya-troya-%E2%80%93-ili-exo-zolotoj-ordyi.html).

О том, что наши хутора образованы в более поздние периоды, говорит документ из ГАРО (ф. 301, о. 10, № 1171) о просьбе казаков этих хуторов создать новую станицу:

«ДЕЛО об образовании новой станицы из хуторов Моисеева, Дуракова и других под названием Ванновская 1903 г.

ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ ВОЙСКОВОМУ НАКАЗНОМУ АТАМАНУ ВОЙСКА ДОНСКОГО

Доверенных от обществ хуторов Моисеево-Дураковского, Жутовского и Шестаковского Кобылянской станицы урядников: Терентия Корнеевича Чулкова, Ивана Пантелеймоновича Лагутина, казака Елисея Севостьяновича Кривозубова и урядника Калины  Кирилловича Попова

ПОКОРНЕЙШЕЕ ПРОШЕНИЕ.

С незапамятных времен хутора наши поселились на временных наделах войсковой земли и в силу журнального постановления областного Правления от 15 апреля 1876 г. хутора эти оставлены без переселения, с тем, чтобы в будущем образовывать кадры новых станичных юртов».

Здесь мы видим, что речь идет о более позднем образовании хуторов, так как слова с незапамятных времен можно отнести к 100 и более годам существования. Хорошую версию об образовании хутора Жутов нам рассказала местная жительница – Меркулова Екатерина Сергеевна: «Мой муж, Меркулов Михаил Степанович, 1930 г.р., хорошо помнил рассказы своих дедов и прадеда Исая (он составлял свою родословную). Дед Исай рассказывал, что в давние времена на месте нынешнего села Жутово 1-е уже было поселение, но на него напали татары и сожгли его. Потом, не знаю точно через какой промежуток времени, сюда в эти места приехали жить четыре казака. Они были не местные, приехали откуда-то с севера на лошадях, искали лучшей жизни. Ехали они по дороге, увидели нашу гору – так мы ее называем, то есть большой бугор, склон на северном берегу реки, она им понравилась, и они свернули с дороги на эту гору. На месте поселения было пепелище. Но само место – родники, сады, река – им понравилось. Поехали они, забрали свои семьи и переехали сюда жить. Эти казаки были: Меркуловы, Куркины, Банновы и Фомины. Это было, как я помню по рассказам, конец 16 начало 17 века. С тех пор и возник наш хутор».

В подтверждение этой версии приведем данные из книги «Энциклопедия казачества», Издательский дом «Вече», 2008г., стр. 65:

«Верховые казаки – казаки, вернувшиеся на Дон с севера, отличались от низовых, пришедших с Донца и Северщины (Сердюков, Азовских, Белгородских, Сары-Азманов). Первоначально верховыми казаками назывались те, которые проживали в самых верховьях р. Дон, в примыкающих к нему областях. На свое старое Поле они возвращались разновременно и одиночками, и семьями, и целыми служилыми станицами от второй половины 16 до начала 18 века. Расселившись на берегах среднего Дона, они сохранили свое первоначальное прозвище Верховых. Судя по русским актам, граница, разделяющая Верховых с Низовыми, проходила на уровне ст. Цимлянская, где основная казачья речь донских черкасов к северу переходит в диалект, близкий к русскому орлову-курскому».

То есть есть явные совпадения в энциклопедии и в рассказе Меруловой Е.С. Во-первых, это время прибывания казаков на донскую землю – 16 век, во-вторых, и там и там речь идет о казаках, прибывающих с севера. Так же данные, касающиеся 16 века, есть в книге  «Труды Донского Войскового статистического комитета». Т.2. Новочеркасск. 1874 г.:

«Начальное заселение мест, занимаемых ныне областью войска Донского, не объяснено удовлетворительно никакими достоверными свидетельствованиями и памятниками. В наказе царскому послу Третьякову – Губину в 1521 году упоминается то, что в это время все земли от Азова вверх по Дону до переволоки и до устья Медведицы были пусты и принадлежали частью азовцам, а частью татарам. Спустя 50 лет земли были уже заняты казаками, и, как гласит предание: «Засеяв своими костями, полив своей кровью, землю эту казаки полюбили  и назвали ее своей родиной, а себя Войском Донским».

Таким образом, временем образования поселений нашего края можно считать конец 16 века, но тут нужно вспомнить данные из архива, упомянутые выше: 

«По правой стороне речки Есауловский Аксай, близ поселка Тихонова (Егорова) в урочище городища, находится господский фруктовый сад. Названное УРОЧИЩЕ ГОРОДИЩЕ жители поселка Егорова объясняют, что сие городище должно быть некогда было татарскою крепостью».

Что такое урочище? В просторечье этим термином называют заброшенные старые деревни, поселения. ГОРОДИЩЕ – остатки древнего укрепленного поселения или города. Отмечены валами, рвами, развалинами стен, наличием культурного слоя. (Советская историческая энциклопедия. 1973-1982).

Это говорит о том, что нынешний х. Жутов существовал еще во времена Золотой Орды как татарское поселение, и не просто поселение, а крепость, укрепленный район. В пользу этой версии говорят данные все из той же Генеральной карты земли Войска Донского 1797 г. На карте на месте нынешнего поселка Васильевка в пределах границ Войска Донского находится поселение со старинной Мечетью. Мечети на территории нашего края могли строиться только во времена татаро-монгольского нашествия. О Мечети упоминается и в книге «Труды Донского Войскового статистического комитета» (Т.2., Новочеркасск, 1874 г.):  «Как исторический документ, мы помещаем здесь присланное описание границ, согласно конфирмованной карты, при пожалованной грамоте земли войску и хранящееся в присутствие областного правления, составленное в Санкт-Петербурге 10 октября 1786г.

Граница владения Войска Донского начинается от устья реки Калмиус, впадающей в Азовское море. Мимо Дубовых хуторов, через речку Тишеню, через вершины речки Разсоши, на вершину Яблоневого Лога, через вершины Карповки и через реку Царица, на устье Бирючьей Балки и на Мечеть. А от Мечети хребтом через Большой Аксай, на вершину Малого Аксая до Урюк-Сала» (Большой Аксай – Есауловский Аксай, Малый Аксай – Курмоярский Аксай).

(Продолжение следует). 

Алексей Бабичев,

Анастасия Коновалова.

25.04.2018г.