ЖУТОВСКАЯ ТРОЯ  –  ИЛИ ЭХО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

(Окончание. Начало в газете №38 от 03.04.2018г. на 2-й стр., №№45-46 от 21.04.2018г. на 3-й стр., а также в сетевом издании https://pvesti.ru/2/arxiv-nomerov/svezhij-nomer/zhutovskaya-troya-%E2%80%93-ili-exo-zolotoj-ordyi.htmlhttps://pvesti.ru/2/arxiv-nomerov/svezhij-nomer/zhutovskaya-troya-%E2%80%93-ili-exo-zolotoj-ordyi-(prodolzhenie).html ).

О том, что на территории Дона существовало много построек татаро-монгольского периода, говорится в  книге «Историческое описание земли войска Донского» (Новочеркасск, 1869г., Т-1, стр.6-8): «В 1224 г. явился в пределы России новый, дотоле не совсем известный нам народ – татары или монголы, народ страшной наружности, свирепый и искусный на войне. Они в это время прошли только часть земли, занимаемой теперь Войском Донским, и исчезли. А в 1237г. под предводительством Батыя вновь явились, покорили под власть свою Россию, и с того времени страна, теперь Войском Донским занимаемая, сделалась, между многими другими местом кочевья их. Наиболее же умножились татарские жилища в 1348 году,  когда необыкновенный моръ, свирепствующий в волжских городах, принудил татар бежать в степи. Таким образом, распространились жилища их по всему Дону, Донцу, Медведице и частью по Хопру. Свидетельствуют об этом оставшиеся и доныне следы их пребывания – развалины кирпичных зданий и прочее. На берегах Дона их было меньше, большей частью они углубились в степи, потому-то, может быть, и митрополит Пимен, плывший Доном в 1389 г. не видал, как пишет, и следа человеческого, начиная от устья Хопра и до Городища Серклий (до Качалинской станицы, как полагает Карамзин), ниже же по Дону встречал везде множество татар – «яко же лист и яко же песок».

Но что действительно татары жили в верхней части Дона, удостоверяют оставшиеся от них памятники. В степях медведицких видны еще и теперь в четырех или пяти местах развалины их мечетей кирпичных. Против степей медвецких, с правой стороны Дона к речкам Чир, Сускан, Куртлак и Царица, везде видны следы жилищ татарских. Далее по Иловле, по Шеряю и по Салу занимали они почти все места. По Иловле и по Ширяю есть мечети татарские, которые совершенно разрушены, и только на местах их из земли вырывают еще множество кирпича. Тут в двух или трех местах есть также остатки от тех зданий, коих внутренние  стены были украшены разноцветными кахлями».

На старых картах видно, что из хутора Жутов и из х. Тихонов на Васильевку через балку Каменная шла практически ровная дорога – примерно 20 километров. Если брать во внимание место расположения крепости и поселения с мечетью, получается, что в наших краях во времена золотой орды уже существовали народопоселения. На современной карте «Распад Золотой Орды» есть данные о том, что с 30-х годов 15 века до начала 16 века территория,  на которой находилась крепость и мечеть, обозначена как район Золотой Орды с преобладанием оседлого населения. Именно в этот период и могли быть построены данные сооружения, но это только версия, т.к. эта территория была занята татаро-монголами гораздо раньше 15 века.

Теперь вернемся к книге «Труды Донского Войскового статистического комитета» (Т.2, Новочеркасск, 1874 г.) и воспоминаниям Меркуловой Е.С.

В книге написано, что в 1521 году все земли от Азова вверх по Дону до переволоки и до устья Медведицы были пусты и принадлежали частью азовцам, а частью татарам. Спустя 50 лет земли были уже заняты казаками. То есть примерно в конце 16 века. А  из воспоминаний Меркуловой следует, что в конце того же 16 века первые казаки прибыли на пепелище поселения, которое, по предположению, сожгли татары. Если сопоставить все факты, то получается, что речь идет о том, что первые поселенцы нашего края прибыли сюда именно в конце 16 века, но только не на пепелище, которое сожгли татары, а на поселение татар, которое разрушили казаки.

Еще один рассказ говорит о героическом прошлом нашего края. Это воспоминания Бабичева Виктора Андреевича, 1933 года рождения: «Родился я на станции Гнилоаксайской. Во времена Великой Отечественной войны жил в п. Парижская Коммуна. После того, как выгнали с нашей земли фашистов, мама работала в колхозе, на телеге с железнодорожной станции Гнилоаксайская  возила бензин и меня с собой брала. Когда едешь по дороге на Гнилоаксай из п. Парижская Коммуна, там около станции в поле, есть два кургана: один большой, второй поменьше. Проезжая эти курганы, мать часто рассказывала, что в стародавние времена в этом месте была сильная битва, ее называли Куликовская битва, наверное, в честь победы на Куликовом поле. В одном из этих курганов были похоронены воины. Люди руками носили землю, чтобы насыпать эти курганы». Здесь, вероятнее всего, идет речь об исторической битве казаков с татарами, но, увы, данных про эту битву, кроме этих воспоминаний,  у нас нет.

Из вышесказанного следует, что наши поселения имеют большое историческое прошлое. Если брать во внимание казачью историю, то можно предположить, что нам более 450 лет, а если брать во внимание историю Золотой Орды, то намного больше. Ну, а если брать более раннюю историю, то можно предположить, что такие крепости могли быть построены еще до татаро-монгольского нашествия. Выписка из книги «Да, скифы мы!» «Откуда есть пошла Русская земля», А. Абрашкин, 2017г., стр. 255.: «Имя Русь принесли на берега Дона ваны-венеты – выходцы из Малой Азии. Страну донских росов, построивших систему белокаменных крепостей, восточные авторы именовали Русским каганатом. Ни в одном регионе Восточной Европы нет такого большого скопления каменных городищ. По верховьям Северского Донца, Оскола и среднему течению Дона насчитывается 25 сохранившихся белокаменных крепостей».

В заключение хочется привести еще один факт. Откуда берет свое название х.Жутов, пока неизвестно, но мы имеем документальное подтверждение того, что на территории Кобылянской станицы, в которую входил х. Жутов, жили казаки с такими фамилиями, и было их много. Установить истину этого вопроса помогут работы в архивах, это трудоемкая и затратная работа, но мы будем стараться выполнить ее до победного конца.

Казачий поисковый отряд «Стальное пламя» совместно с Октябрьским историко-краеведческим музеем собирает материал, касающийся истории нашего края. Если у вас есть интересные факты, воспоминания, документы или фотографии, касающиеся казачества и истории родного края,  мы с удовольствием приедем к вам, запишем информацию, сделаем копии документов и фотографий. 

Алексей Бабичев, Анастасия Коновалова.

Телефон для связи: 89044196090.

Электр. адрес:  Stalnoe-plamya@yandex.ru

 

4.05.2018г.