Жизнь, словно длинная нить самоцветов

Когда-то давно, в далеком детстве, погрузившись «с головой» в мир сказки Павла Бажова «Серебряное копытце», я прониклась большой любовью к уральским самоцветам. Это было словно в моей крови, где сильным звеном стали пермские «корни» моего отца. Недавно же рубрика «Какие наши годы» столкнула меня с человеком, жизнь которого напомнила мне ту волшебную зимнюю сказку…

Родилась Надежда Владимировна Шакирова на Урале, в селе под г.Златоуст Челябинской области. Окончила школу, выучилась на парикмахера, строила собственную жизнь. Но жизнь порой непредсказуема, и вот однажды Надежде пришлось в одночасье менять все. Так, 30 лет назад, судьба привела нашу героиню и ее мужа в такой далекий от их родных мест хутор Шебалино Октябрьского района.

Несмотря на то, что на новом месте у новоселов сразу все пошло на лад – работа по специальности в быткомбинате, хорошие, доброжелательные люди вокруг, растущее хозяйство и гостеприимный дом – первые десять лет Надежда очень скучала по родным местам. Ей так не хватало лесов, уральского воздуха, особого колорита той земли. Однако человек привыкает ко всему – привыкла и она. Да так прикипела душой, что теперь, говорит, этот степной край стал для нее по-настоящему родным и любимым. Здесь выросли и обзавелись собственными семьями ее дети, Марат и Наталья, родились и выучились ее четверо внуков – старшим внучкам уже по 19 лет, младший, единственный парень, учится в школе.

Кроме того, Надежда, которая с самого детства любила петь, всегда и везде, для себя и для близких, стала участницей местного хора в клубе, и много лет подряд пела на радость своим односельчанам любимые всеми песни.

Тяжелее всего пришлось в разгар 90­х. Быткомбинат закрылся, работников распустили «на вольные хлеба». Пришлось работать, где придется – в больнице, в конторе, пробовала свои силы в торговле… Но, самое главное, – осталась парикмахером, пусть и на дому, со своим любимым креслом для посетителей, для которых в селе больше не было парикмахерской.

На заслуженный отдых Надежда Владимировна ушла в 2013 году. Говорит, что даже не заметила этой смены статуса, потому что жизнь для нее совсем не поменялась. Все так же в движении, все также среди людей. И даже наоборот – на пенсии, по ее мнению, появляется больше свободного времени, которое можно провести с пользой. Сама она в это время вспомнила все свои навыки в рукоделии, и в полной мере включилась в эти занятия.

Вязать наша героиня научилась сама, когда ее сын был еще совсем маленьким. Возможностей больших не было, а хотелось одевать малыша как-то красиво и по-особенному. Бабушки у них не вязали, так что пришлось молодой маме самой осваивать спицы. Училась по журналам «Работница» и «Крестьянка», подсматривала идеи, изучала тонкости вязания, и довольно быстро дошла до мастерства. Потом уже бралась и за заказы, настолько хорошо ей это удавалось.

Позже, уже в Шебалино, вместе с мужем пряли сами пух собственных коз. Особенно хорошая пряжа получалась у Загира Загировича – нежная, ровная, и хорошо пушилась в готовом изделии. Легкая рука у него на это. И вообще, он всегда и во всех начинаниях поддерживал свою жену – а если сам не брался помогать, то не мешал. Благодаря своему упорству и ответственному подходу к любому делу, она в каждом своем начинании всегда добивалась успехов. Эти-то качества и помогли ей в развитии и новых увлечений на пенсии.

А увлечений этих набралось немало – сначала «ударилась» в вышивание, причем в том числе и с использованием бисера, что само по себе очень непросто и требует большого терпения и усидчивости. Об этом увлечении говорят бесконечно красивые, расшитые мелким сверкающим бисером иконки. Кроме них в копилке у мастерицы есть и интерьерные украшения из бисера, которые неизменно радуют глаз каждого, кто их видел.

Чуть позже Надежда Владимировна, прежде вязавшая в основном на спицах, освоила крючок и увлеклась вязанием комнатных туфель. Туфельки получались изящными и очень теплыми, поэтому быстро расходились на подарки родным и близким. Затем пришел черед мочалок – выяснилось, что вязать, казалось бы, такие простые вещи, как мочалка, должно быть легко и просто, однако из-за специфики используемых материалов это оказалось куда сложнее, чем с виду. Однако целеустремленная мастерица при виде сложностей никогда не опускала руки, а наоборот, прилагала лишь больше усилий для достижения цели.

Рождались в ее руках и ажурные шали, и практичные коврики, но для совсем другого в ее сердце отведено особое место. Причем начиналось все, как это часто бывает, с малого – сломались фабричные бусы, почему бы их не исправить своими руками? Попробовала – получилось. Но сам процесс так ее увлек, что это стало толчком к рождению нового хобби. С того самого дня Надежда Владимировна стала создавать свои собственные бусы. Сначала из бисера, а затем, освоив новые, более сложные навыки соединения бусин, принялась за создание украшений из камня.

Во многом при помощи интернета наша героиня не просто училась выбирать и сочетать камни в украшениях, но и изучала информацию о камнях, об их характерных особенностях и составе, о полезных свойствах и взаимодействии их с человеком. Гранат, лунный камень, авантюрин, тигровый глаз, бирюза, речной и искусственный жемчуг, янтарь, аквамарин – каких только камней нет в коллекции мастерицы! А для себя она выбрала змеевик (серпентин) – самоцвет, зеленоватый природный камень с более темными вкраплениями. В России его добывают на Урале, может быть, поэтому этот неяркий, но особенный камень, так полюбился Надежде Владимировне, как частичка ее такой далекой Родины.

Свои изделия она с удовольствием показывает людям, дарит от души, иногда продает. Но большинство из них украшает комнату рукодельницы. Несмотря на то, что это увлечение довольно затратное, никто из членов семьи не отговаривает ее от этого занятия. Беспокоятся только за зрение, которое, по их мнению, может пострадать из-за кропотливой работы с мелкими предметами, но сама Надежда Владимировна уверена, что значительно больший риск ухудшения зрения имеют те, кто просто часами смотрит телевизор. И скорее всего она права.

На сегодняшний день нашей героине 63 года. Вспоминая прошлое, уверяет, что ее жизнь наполнена любимыми людьми, вещами и делами. И пусть, как она сама говорит, живут они с мужем всю жизнь небогато, не гонясь никогда за мирскими благами, все же жизнь получилась такая же яркая, интересная и настоящая, как ее самоцветные бусы.

В этой жизни есть улыбки детей и смех внуков, любовь мужа и уважение односельчан, жизнеутверждающие хлопоты в хозяйстве да на огороде, увлеченное сердце и жажда познания. Все это вместе делает ее такой полноводной и энергичной. Я смотрела на нее во время разговора и думала, как похожа она на свой любимый самоцвет, в ее глазах как будто отражаются его искры и зеленые леса ее родного края…

 А на какой камень похожа ваша жизнь?..

Анна Данилова

07.10.2021г.