Воевал за мирную жизнь
Идет Год защитника Отечества. Мы продолжаем печатать тематические материалы, в том числе и воспоминания ветеранов, детей войны, тружеников тыла. Сегодня представляем архивные воспоминания Николая Николаевича Божко. Память об этом светлом и приветливом человеке жива среди наших земляков. У него всегда для односельчан находилась в кармане конфетка для угощения, для корреспондента –яблочко «на дорожку». А на его столе всегда лежала книга «Мой Сталинград» и «Сталинград: история и уроки».
Всю жизнь Николай Николаевич прожил в родном Перегрузном. И только единственный раз отлучался он из родного дома. Девятнадцатилетним пареньком в мае сорок второго забрала его из родных мест суровая война. Вот как он рассказывал об этом периоде жизни.
«Прибыл на учебу в Астраханское военно-пехотное училище на 6 месяцев. В связи с серьезным положением на Сталинградском фронте учеба была ускорена, и уже через 3 месяца курсантов распределили по боевым частям Красной Армии. Из Астрахани 899й полк, в котором служил, по калмыцким степям направился на Яшкуль и Элисту. Шли пешим строем, несли амуницию, боеприпасы, оружие. Питались сухим пайком. В нарушение устава выбросили противогазы, чтобы на освободившееся место положить больше патронов. Продвигался полк не очень быстро, по пути выбивая врага из населенных пунктов. За Элисту захватчики особо не держались, а вот с укрепленным Яшкулем повозиться пришлось. Здесь у фашистов был аэродром, на который они возлагали надежды, как на опорный пункт для прорыва на Кавказ. Нам понадобилось 5 дней, чтобы очистить от врага эту территорию. Это была важная операция. К Кавказу, к нефтяным скважинам, нельзя было допустить неприятеля. Для достижения этой цели советские бойцы минировали целые поля по маршруту предполагаемого передвижения фашистов. Территория минных полей была огромна.
Судьба распорядилась так, что шел я с полком почти мимо родного села, но дома о том и не подозревали. Уже когда вернулся из госпиталя, рассказал семье об этом случае.
Обтекая Сталинград со всех сторон для замыкания кольца, войска двигались в разных направлениях. Наш полк, в подкрепление другим частям, от Элисты двинулся на Сталинград. Стояли у Сарпинских озер, чтобы не пропустить фашистов. Это было в разгар боев под Абганерово. Дальше были бои под Громославкой и Котельниково, где важным объектом была железная дорога. Большую радость принесла нам весть о том, что фашисты, убегая, не успели разгрузить целый эшелон прибывших танков. Это Паулюсу шла помощь, которой он так и не дождался.
Суровым был январь сорок третьего года. Зима была «сумасшедшая». И не только в температурном режиме было дело. Одеты мы были тепло: валенки, шапки, шинели. Но туговато было: бои не прекращались. Солдаты устали, постоянно хотелось спать. От Сталинграда наши войска были уже в двухстах километрах, а Паулюс все не сдавался. Над городом стояло огромное зарево, видное на многие километры вокруг.
В январе в Зерноградском районе Ростовской области меня тяжело ранило. Осколки разорвавшегося невдалеке снаряда раздробили кость одной ноги и повредили мышцы другой. Это было, пожалуй, самым страшным моментом на войне. Когда воюешь, даже идешь в атаку, не так страшно: чувствуешь силу оружия в руках. А раненый, ночью, на снегу, ты абсолютно беспомощен. Собирали раненых с факелом, грузили на санки, в которые запряжена лошадь. Раненым было страшно, что вдруг не заметят санитары, пройдут мимо. В таком случае смерть от холода и потери крови неминуема. Я кричал громко, чтобы наверняка услышали. А до того момента, когда обнаружили, сам сделал и наложил жгут, чтобы остановить кровь.
В знаменательный день 2 февраля 1943 года находился в госпитале. Лечение было долгим: Котельниково, Сальск, Красноармейский район Сталинграда, где после изгнания фашистов был развернут хороший госпиталь. В сорок четвертом демобилизовали с оговоркой: долечивание по месту жительства. Госпитали были переполнены.
По возвращении вместе со всеми поднимал колхоз. Работал завхозом, механизатором, учетчиком, заведовал СТФ. К наградам военных лет добавилась медаль «За трудовую доблесть».
Из архива газеты.
20.03.2025г.