В Питере – жить!

Этот волнующий воздух Санкт-­Петербурга! Этот волнующий, водно-­зеленоглазый воздух! Каналы и канальчики, мосты и мостики – и ты ликуешь: здравствуй, Питер!

Дышать, впитывать волглый воздух, кожей – ауру интеллигентности и свободы мысли. Зацепишься взглядом за красный от заката горизонт, не отведешь глаз. Медальоны-­барельефы, лепнина – каждый дом, как памятник искусству и гениальной мысли человека. Каждый раз удивление одного и того же плана: как без современных технологий и техники можно было построить такие шедевры, как Исаакиевский собор, дом купца Елисеева, храм Спаса на Крови, дом Зингера и десятки других? Конечно, есть в городе и другие дома, и места, мало презентабельные, но основная их масса – прекрасна.

Невский проспект – туристическая улица с плотным движением. Он приведет и к Аничкову мосту, и к Эрмитажу, и к Дворцовой площади – важным достопримечательностям города. А еще к Московскому вокзалу, куда прибывают прямые поезда из Волгограда, отсюда, соответственно и возвращаются они обратно в наш родной город.

Стоит чуть свернуть с Невского и попадешь к Александринскому театру. Что касается истории, то это первый публичный театр в стране, заимевший постоянное место для репетиций и показа спектаклей еще в 18 веке. Перед ним памятник Екатерине Второй, окруженной видными деятелями ее эпохи: Потемкиным, Суворовым, Державиным и другими. Он приурочен к 100­летию ее восшествия на престол.

Театров в Петербурге множество – не зря город называют культурной столицей. Их насчитывается более 100. Драматические и музыкальные, театры оперы и балета, театры кукол. Иные с интересными названиями: «За Черной речкой», «Особняк», «Глагол», «Суббота» и другие. И мимо них не пройти: сезон, правда, в первой половине августа еще не открыт, поэтому любуемся только внешней красотой зданий. Совершенно случайно свернув напротив Летнего сада во внутренний дворик, попадаем в мозаичный рай. Яркие цвета зашкаливают: мозаикой выложен фасад домов, скамейки, фонтан – все пространство двора. При внимательном изучении территории нашлось и объяснение этому чуду: здесь музей-­галерея автора мозаичного дворика Владимира Лубенко. и сувенирная лавка. Несмотря на позднее время, дверь была открыта, и нам любезно обо всем рассказал сотрудник. Панно и фризы появились в обычном дворе в 1984 году стараниями заслуженного художника России, создавшего Малую академию искусств. Его работы, кстати, украшают и один из залов Государственной Думы.

На набережной рек Мойка и Фонтанка уличные художники рисуют портреты всех желающих. Но особое внимание туристов занимают картины в технике спрей-­арт, изображающие в основном космические и сюрреалистичные темы. Струя аэрозольного баллончика прямо на наших глазах творит чудеса, рисуя загадочный мир других планет. Процесс быстр и удивителен. Художник точно следует своей мысли. Только руки, спрей и подсобные материалы: старые газеты, скребки, заостренные палочки. И вот из, казалось бы, беспорядочных движений уже проглядывает сюжет. Нужно быть исключительно талантливым, чтобы создать не просто рисунок, а настоящий арт­объект. Эксклюзивные холсты разъезжаются по стране как напоминание о чуде таланта и прекрасном городе, о неформальных туристических тропах. А также о брендах. Один из них, конечно, – петербургские коты. Эти мурлыки – на упаковках шоколада и конфет, в витринах магазинов, на постаментах и в живом, натуральном виде. От кошачьего изобилия разбегаются глаза. Это душа Петербурга. Скорее всего, начало данному движению и бренду дали коты Эрмитажа, которым в 18 веке доверили охранять картинные галереи. Вот так: у кого­-то священными считаются тигры, у кого­то буйволы и коровы, а в Петербурге – коты.

Популярна у туристов Свято­-Троицкая Александро­-Невская лавра. Комплекс старинного монастыря объединил несколько церквей. Здесь проходят и богослужения, и паломников можно встретить, и просто любопытный люд с экскурсионными целями. На территорию Лавры можно попасть бесплатно, а вот в Некрополь, расположенный рядом, – за плату. Здесь уместно сказать, что в большинстве достопримечательностей весьма комфортные цены на билеты для студентов и пенсионеров, а детям до 14 лет и вовсе бесплатно во многих местах. И хотя уже ведутся разговоры о курортном сборе, в этом году его пока нет.

Некрополь, а он входит в состав Государственного музея городской скульптуры, представляет собой особое место. Сколько людей, известных и знаменитых, обрели здесь покой. Достоевский и Даргомыжский, Чайковский и Комиссаржевская, Карамзин и Глинка. Кстати, создание некрополей для великих соплеменников принято во многих странах. Памятники в них – произведение искусства.

Совершенно невозможно пройти мимо Александровского парка, а точнее, мимо копий знаменитых петербургских построек, представленных в уменьшенном виде. Бронзовые и деревянные копии Казанского собора, Адмиралтейства, Зимнего дворца, Михайловского замка, Петропавловской крепости очень удобно рассмотреть именно в формате миниатюры; они чуть ниже роста человека. Настоящие здания в силу их высоты так не получится. И это отличная задумка! Она относится к современному периоду: копии установлены в 2011 году, но арт-­объект уже довольно известен как «Петербург в миниатюре». Посетить его можно до 22 часов, затем парк закрывается. Но еще долго тянутся легкие сумерки. Их не сравнить с югом страны, где как­то сразу наступает чернильная ночь. И в этих сумерках лучше всего прокатиться на карете: посреди улиц, как у И.Гончарова, «стояли наемные экипажи: кареты четырехместные, коляски, кабриолеты в одну лошадь или парой». Кататься, отдыхать, работать, любить, в общем, – жить! В Питере – жить! 

Елена Кравченко

03.10.23г.