Своей службой горжусь!
Танкисты, военные водители, ракетчики, артиллеристы среди служивого люда встречаются гораздо чаще, чем подводники. Может потому, что мы вдалеке от портов и морей, а может, просто их общая численность меньше по сравнению с другими. Так или иначе, чести быть моряком-подводником удостоены не очень многие. А вот Николаю Петровичу Носачеву довелось служить в этой структуре, и в марте он отмечает День моряка-подводника.
Если проведем экскурс в историю, то узнаем, что дата праздника выбрана в связи с событием, произошедшим в марте 1906 года, когда по Указу императора в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей – подводные лодки. И в состав Российского флота были добавлены 20 подводных лодок, из соображений секретности числившихся ранее миноносцами и носящих исключительно морские названия: «Дельфин», «Касатка», «Сом», «Форель» и другие.
Итак, 50 лет назад, в 1974 году Николай Носачев получил повестку из военкомата. Наличие специальности «тракторист-машинист» после окончания Котельниковского СПТУ позволяло предполагать, что впереди танковые войска. Но когда призывника отправили в Севастополь, стало понятно, служба будет связана с морем и впереди не 2, а 3 года расставания с домом. Море не было его мечтой, но волею судьбы стало. В Севастополе он прошел серьезный отбор через барокамеру и был зачислен в учебный отряд подводного плавания. И плац, и стрельбы, и изучение подводной лодки – все это проходило уже в г.Полярный. Сдача экзамена на самоуправление боевым постом, на знание систем погружения и всплытия, слаженность личного состава, учебные выходы в море – и только после этого команда субмарины может рассчитывать на автономный поход.
«В первую «автономку» пошли в Средиземное море сразу 6ю экипажами. Конечно, было необычно такое перемещение из степных просторов и полей – в толщу вод. Но и интересно: побывал в Баренцевом море, у берегов Норвегии и Гренландии, в Атлантике, прошел Гибралтар, – рассказывает трюмный машинист Носачев. – Дизельная подводная лодка под водой находится сутки, затем всплываем для связи. Техника эта опасная, порой взрывоопасная и кислорода в ней мало. Поэтому правила строгие, четкий распорядок, вахта по 4 часа в сутки – все знали девиз: «Число погружений должно равняться числу всплытий». Вторая «автономка» – возле Гренландии – запомнилась холодом. Все леденеет. А еще тогда шло разминирование Суэцкого канала, и мы несли там круглосуточное боевое дежурство, Вот такой симбиоз подводников и пограничников».Покорители глубин и стражи морских границ прошли Алжир, Тунис, Каир, Сирию, в портах этих стран загружались продуктами, производили ремонт, Да и просто было здорово – подышать воздухом, солнце увидеть – радостно. Или менялись с запасной командой и уходили на базу отдыха подводников в Севастополь или на Рижское взморье. А потом снова – в трудный поход. Трудный потому, что всетаки вода – это стихия и ее, по большому счету, нужно победить. Как сказал в свое время легендарный подводник, Герой Советского Союза Магомед Гаджиев: «На лодке все равны. Или все побеждают, или все погибают». В конце службы старшина Носачев испытывал новые подлодки. И сейчас они – гордость и могущество страны, обеспечивающие безопасность морских границ.
После службы в армии он добросовестно трудился в мехотряде «Сельхозтехники», в «Агрохимии». Его фамилия значилась на районной Доске почета; наш земляк имеет государственную награду «За трудовое отличие». И еще он – преданный подписчик районной газеты. Любит смотреть фильмы о морякахподводниках, и тогда приходят яркие воспоминания о службе, о которой мы и рассказали.
Елена Кравченко
21.03.2024г.