«Служба здесь – непростая работа»…

Служба на флоте всегда считалась престижной. Помните их, вернувшихся домой: бескозырка, брюки-­клеш, тельняшка, пружинистая походка. Загляденье, служивые! Но, несмотря на красивые внешние атрибуты, легкой службу на флоте назвать нельзя.

Многие помнят, что на флоте служили дольше, чем в сухопутных войсках. Был пятилетний срок, был трехлетний. А с 1996-­го служить стали два года. Именно столько отдал военно-­морскому флоту России Дмитрий Михайлович Шумаев.

О службе на флоте он мечтал. В детстве с родителями часто ездил на море, в Грузию. Слушая шум волн, засматриваясь на проходящие лайнеры, мальчик из р.п.Октябрьский мечтал когда-­нибудь отправиться в морское путешествие. А в это же время, где­-то далеко, бороздил моря­-океаны названный в честь грузинской столицы крейсер «Тбилиси». Дмитрий и не подозревал, что есть такой корабль, и что впереди будет их встреча.

Когда пришло время службы, в военкомате Дмитрий сказал о своем желании, и, о, удивление! – разнарядка, как говорится на гражданском языке, туда была. Через сутки Дмитрий уже ехал в город моряков – Севастополь. Помнит, как в первый раз увидел корабль, на котором придется служить. Ехали на машине, а за окном, в море возникла какая-­то неизвестная конструкция: дом – не дом, завод – не завод. Она длилась и длилась, и не заканчивалась долго. Оказалось, это как раз и был авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»  со  взлетной  палубой в 306 метров,  переименованный к тому времени из «Тбилиси».

В Севастополе прошла половина службы. Учебка, как и у всех. Макеты корабля, орудий, изучение электрооборудования – матрос Шумаев готовился стать корабельным электриком. Но авианосец в море сильно отличается от тренажеров. Поэтому отрабатывали все: взаимодействие и возможные внештатные ситуации. Выход в море все также оставался мечтой, но ее исполнение приближалось. Стало обычным окружение – корабли и подлодки. Выдали форму, разрешили увольнение: себя показать и людей посмотреть. А потом вернуться на крейсер, в экипаж численностью 1500 человек. Порой «население» крейсера доходило и до 3 тысяч вместе с гражданскими – ремонтниками, а также экипажами крылатых машин: современный крейсер с полноценной полетной палубой имел на борту грозную технику – самолеты­-истребители и противолодочные вертолеты. Помещались здесь даже пожарные машины и вертолеты санчасти; все было необходимо. На корабле – не на суше: эвакуировать, к примеру, заболевшего человека «на стенку», – так на своем сленге моряки называют сушу, можно только вертолетом. 

К службе Дмитрий привык быстро, с морем подружился. Вторая половина службы проходила в Мурманске, в совершенно другой климатической зоне. Однажды тяжелый авианесущий крейсер попал в шторм – это запомнилось особо. Казалось, нет в природе такой силы, чтобы раскачать огромный корабль. Но стихии это удалось: качало, да еще как! Отметил для себя Дмитрий: стихия настолько сильна, что человек порой совершенно беспомощен. Да, это стихия, но любимая!

В Мурманске Дмитрий стал артиллеристом, получив еще одну военную специальность, продолжил службу в ракетно­-артиллерийской боевой части, называемую в морском сообществе БЧ-­2. Боевые стрельбы стали обычным делом. «На боевые стрельбы мы выходили не одни, несколькими единицами, – вспоминает те дни Дмитрий, – К примеру, три подводных лодки и семь кораблей – мощь! «Петр Великий» с нами ходил, а также печально известная подлодка «Курск».  Позже пришла весть о трагедии «Курска» и гибели всего экипажа, – Дмитрий и сейчас не может сдержать волнения: морское братство – это особое чувство. – А в целом, я очень рад и горд, что мне досталась такая служба. Это очень здорово – служить на одном из лучших крейсеров нашей страны – «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». И любовь к морю навсегда в моем сердце».

 

Елена Кравченко.

28.07.2024г.