С любовью к истории
С 1967 года музей Октябрьского района ведет отсчет времени служения людям. И в этом году ему исполняется 50 лет! Создателем и основателем музея по праву считается Сергей Васильевич Матвеев, многие годы бывший его бессменным руководителем. За полувековой отрезок времени менялся статус музея: был он народным краеведческим, затем стал историко-краеведческим, а в 1998 году получил еще и статус юридического лица. Благодаря его экспозициям становятся доступны для обозрения посетителей уникальные предметы, относящиеся к истории района. Это археологические находки, фронтовые письма и редкие фотографии, личные документы и наградные листы, вырезки из газет, предметы рукоделия и старинной одежды, глиняные сосуды и монеты. Но музей – многопрофильное учреждение, в котором не только экспонируются памятники культуры и быта, но и решается целый ряд других важных задач. Об этом в канун профессионального праздника мы поговорили с директором музея Т.А.Клыковой.
– Татьяна Александровна, что, на Ваш взгляд, является основой основ работы музея?
– Пополнение фондов. Изначальная задача – собрать экспонаты, а уж затем представить их к публичному показу: выставки организовать, занятия с детьми провести, экскурсии подготовить. Некоторые экспонаты выставляются не сразу – ждут своего часа. И когда собирается подходящая по тематике коллекция, тогда они покидают фондохранилище.
– А как пополняются фонды?
– Только за счет дарения. Поэтому мы очень благодарны тем, кто приносит в музей различные вещи: будь то открытка советского периода, елочная игрушка, другие предметы, которые на первый взгляд не имеют, как кажется, никакой ценности. А для сохранения истории важно все, и в частности то, что связано с нашим районом, с интересными личностями – нашими земляками. Мы традиционно проводим акцию «День дарения» и очень ценим наших дарителей!
– Задача музея – воспитание историей?
– Я бы сказала так: чтобы изучить историю страны в целом, надо начать со своего края, района. И в этом помогает музейная педагогика, направленная на проведение тематических экскурсий и занятий. Нами разработаны программы, которые охватывают большую детскую аудиторию, начиная с младшей группы детского сада и заканчивая старшеклассниками школ. Для самых младших – программа «Дошкольник и музей», для начальных классов – «Мы – юные натуралисты» и «Мы – правнуки Победы». Есть цикл программ «Крестьянский дом и все, что в нем». Речь идет об этнографии и быте наших предков с показом предметов обихода. Поколение растет новое и назначение многих предметов им уже неизвестно. Есть цикл мероприятий по истории Великой Отечественной войны. Тут есть о чем поговорить всегда: в доступной форме, с показом предметов и фотографий, листая книгу Памяти, ведь детям потрогать все хочется, и у нас это разрешается. Дети думают, размышляют, представляют. Опять же напомню свое стойкое убеждение, что и здесь начинать надо с наших земляков-героев. Замечательно, если школьники знают о подвиге, к примеру, Александра Матросова, но при этом про Николая Сердюкова они знать просто обязаны.
– В каких еще направлениях работает музей?
– Знаете, иногда встречается такой парадокс: дети знают много о природе, но именно о растениях, насекомых, птицах нашей местности не всегда полно. Пусть наша флора и фауна не так богата, но, смею заверить, очень интересна. Поэтому стараемся работать и в этом направлении, и не только с детьми, но и со всеми посетителями. Один пример: организована большая выставка насекомых, которая взяла свое начало с коллекции Алексея Власова.
Отмечу, еще мы активно участвуем в районных мероприятиях, проводим с детьми в дни каникул игровые площадки. Ну, и текущая работа: уход за нашими постоянными выставками и их реставрация, ведение картотеки и книги регистрации, составление актов приемки – ведь за полвека несравнимо другим стал учет экспонатов. Считаю, он у нас на должном уровне.
– Время не стоит на месте, и работа музея требует новых подходов.
– Однозначно. Время «просто лекций» прошло. Мы, располагая мультимедийным оборудованием, применяем современные методы, и примером тому могут служить разработанные нами интерактивные программы, включающие не только просмотр слайдов, но и их обсуждение. Это «Жизнь первобытного человека», в которой используются игровые моменты: девочки собирают злаки, мальчики идут на охоту. Уже опробована и программа «Три урока в древнерусской школе»: дети писали на деревянных восковых дощечках, знакомились с кириллицей. Замечу, музейные занятия мы проводим параллельно с программой образовательной школы. Могу отметить заинтересованность в совместной работе Ромашкинской школы (учитель Н.И.Улитина) и школы №1 (учитель С.А.Коновалова).
– Планы на ближайшую перспективу?
– Они, считаю, всегда должны быть. Как без планов двигаться вперед? Но пока озвучу только один проект. Уже подготовлена выставочная площадка, приобретен материал, и скоро появится фронтовая землянка. Следуя своим принципам – максимально приблизиться к истории – хотим, чтобы посетители могли не просто постоять рядом, а зайти в нее, потрогать предметы фронтового быта, почувствовать себя участником событий, испытать эмоции.
– В музее всего два сотрудника. У вас есть помощники?
– Да. Юрий Луговой, Дмитрий Долгополов и Алексей Бабичев делятся информацией, по мере возможности пополняют экспозиции находками с поисковых экспедиций. При помощи Алексея Бабичева сделана также выставка фонарей. Геннадий Иванович Тарабановский подарил несколько предметов, помог сделать плетни к одной из экспозиций. Поддержку находим также и в отделе по культуре, и в администрации района.
– Спасибо за беседу!
Хранятся в музее секреты и тайны,
Открытия, сотни находок случайных,
Куски манускриптов, старинные латы,
Керамика, передовая когда-то.
Полотна и книги, скелеты и карты
И даже, представьте, рецепты лекарства,
Браслеты и серьги, мечи и короны,
Жуки, саркофаги, костюмы, колонны.
Сегодня особенный день – День музеев.
Так пусть пополняются чаще музеи!
Елена Кравченко.