Регион 08. Элиста. В деталях.

(Окончание. Начало по ссылке: Регион 08. Элиста. В деталях. - Придонские вести (pvesti.ru))

Элиста отличается от многих городов не только обилием буддийских сооружений, но и насыщенностью скульптурами других направлений. Сравнительно небольшая территория города, а сколько памятников!

Пожалуйте в город скульптур и памятников. Большинство из них созданы по мотивам калмыцкого эпоса, истории, фольклора сравнительно недавно. В 1997­ - 98 годах здесь прошло несколько международных конкурсов, которые и поспособствовали установлению многих скульптур. И каждая сподвигает зрителя к глубокому и даже философскому прочтению ее предназначения. Многие из уличных скульптур находятся в одном из самых красивых мест –  парке Дружбы. Вот «Белый старец», символ чистоты и вечности, веры, единства и согласия, национальной самобытности калмыцкого народа. Белый старец считается покровителем всего живого на земле, покровителем калмыков и хранителем семейного благополучия. Именно об этом и думается, когда созерцаешь его скульптуру. Глубокий смысл имеет и скульптура «Ступени к победе». Видно, как трудны и круты они, но достижимы. Справа и слева главной аллеи встречаем памятник казакам, погибшим в годы гражданской войны, танкистам 6 танковой бригады – освободителям Элисты, мемориал «Вечный огонь».

В парке Дружбы такие краски, что глаза разбегаются. Над головами прохожих полощутся на ветру яркие ленточки – чем не шербурнские зонтики? А стволы деревьев укутаны в разноцветные шарфы или, скорее, чулочки. Карнавальный, вязаный наряд деревьев встретился впервые. А вы видели «одетые» деревья? Оказывается, это так называемое уличное вязание – ярнбомбинг. Знатоки уверяют, что для деревьев это полезно: «одежда» спасает от личинок насекомых, желающих поселиться на стволах, а также от солнечных ожогов, что в Элисте весьма актуально.

В парке присутствует специфический буддийский колорит. Здесь обязательно нужно пройти через Алтн Босх – что означает с калмыцкого «золотые ворота» с картинами, иллюстрирующими историю калмыцкого народа и выполненными в канонах буддистского зодчества. Появилось сооружение в 90­е годы, когда многое разрушалось. Поэтому, наверно, и возникла необходимость в нем. Ведь пройдя через золотые ворота, ты обретаешь – по поверью – силу духа и становишься на путь добродетели. Далее дорожка ведет к Элистинскому государственному университету, памятнику В.И. Ленину, мощным фонтанам и пагоде Семи дней, которую, как утверждают местные, строили тибетские монахи. Здесь встретятся пагоды с молитвенными барабанами, повороты которых приравнены к чтению мантр. Все крутят барабаны: кто-­то читает молитвы, а туристы и желания загадывают. Загадаем и мы.

Что еще интересного на улицах Элисты? Появились совсем недавно некоторые скульптуры; так, на Аллее Героев в 2022 году установлен памятник Виктору Цою. Творчество этого певца, считают создатели, объединяет всех, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. А некоторых памятников, наоборот, не стало. Нет, к сожалению, известного шахматного городка, построенного к Международной шахматной Олимпиаде 1998 года. Но на его территории по­прежнему на посту «великий гросстсмейстер» Остап Бендер со своими 12 стульями.

Жителям Элисты не откажешь в умении из обычного делать красивое. У всех культовых сооружений масса ярких буддийских молитвенных флажков, их прикрепляют на перилах храмов и пагод, и даже домах. Люди веруют в их чудодейственную силу. Простые советские дома-­«панельки» украшены изображением то батыра на коне, то милой картинкой с пьющим олененком. По аналогии с известными зелеными скульптурами Кисловодска есть немало изображений животного мира, и обязательно корабля пустыни – верблюда. Много в столице Калмыкии и туристов­-любителей, и организованных групп с экскурсоводами. Любой гид, любой работник музея всегда охотно ответят на ваши вопросы. Очень хорошее впечатление осталось об их работе и гостеприимстве.

Калмыцкая кухня – полное отражение традиций кочевого народа. Молоко, мясо и мучные изделия – ее основа. Поедим? Тогда в калмыцкую кухню №1 – сеть кафе традиционной кухни. Берики – в переводе на русский – пельмени, только продолговатой формы, борцоки – хворост из дрожжевого теста, и, конечно, ароматный бульон с бараниной – все очень сытное. И, конечно, чай. Его нельзя обойти вниманием: кто не выпил калмыцкий чай, тот не был в Элисте. Вкус непривычен для нас. Ведь в чай добавляют соль, масло, иногда жир и лавровый лист. Не каждому по вкусу такой экстравагантный напиток, но он утоляет и голод, и жажду. Так что если есть желание посмотреть колорит буддийской культуры, ехать далеко в Азию смысла нет, все есть в соседней Элисте. И у нас, как у соседей, есть возможность, не уезжая далеко от дома, увидеть нечто особенное, поклониться храмам, загадать желание, которое обязательно сбудется. По крайней мере наше желание, одно из загаданных – благополучно вернуться домой – уже сбылось.

 

Елена Кравченко.

 

15.09.2024г.