Регион 08. Элиста. В деталях.

Путешествия по России и по близлежащим в частности – хорошая возможность познакомиться с бытом наших соотечественников, с культурой других народов. И выходные – отличный вариант поеха куда-­нибудь недалеко, к примеру, в столицу Калмыкии и утолить желание посмотреть, как выглядит сейчас главный символ Элисты – храм Будды Шакьямуни, два десятка лет привлекающий туристов. А вместе с ним, конечно, и другие достопримечательности. В путь!

Через небольшое расстояние от Абганерово начинается регион 08. Трасса Р-­22 «Каспий» с отличным дорожным покрытием, но на нескольких участках все же работают строительные бригады – дорога совершенствуется и  улучшается. Вдоль трассы стоят опоры с солнечными батареями и мини-­ветряками. Все эти технологии: солнечные электростанции, ветроэнергетику позволяют внедрять погодные условия республики.

Трасса не везде пологая и прямая, как стрела, местами весьма холмистая, Региональная принадлежность следующих по ней машин самая разная: 186, 76, 05, 777 – трасса соединяет многие области страны. Едут фуры с грузами, зерновозы,  натужно вздыхая на подъемах, везут продукцию полей, мчатся легковые и даже мотоциклы с непоседливыми туристами. Бескрайняя степь, выжженная солнцем, со стадами КРС и отарами овец, оптимистично ищущими корм. Лишь вышки связи выдают очередной населенный пункт – многие находятся в низинах и открываются взору только при максимальном приближении. Из степи их не видно, а «нырнешь» в ложбину – там дома, зелень, а то и речки-­водоемы встретятся. Много балок, высушенных жарой. А на тех, которые не поддались сухому лету, плавают многочисленные выводки уток. Вот такая она, Калмыкия, разная, место контрастов. С одной стороны – выжженная степь, с другой – большие участки новых лесополос, насчитывающие до 15 рядов вглубь. Достойный пример. Зеленые насаждения уже года через 3­-4 станут надежным заслоном от ветра и снежных переметов, что не может не радовать.

Местные контрасты определяются не только общим видом, но и настроением. Смотришь за окно автомобиля – вроде ничего особенного, и вдруг возникает из летнего марева буддийское культовое сооружение или памятник необычный, и сразу настроение на высоте: новые дороги, достопримечательности, новые познания – это здорово!

У обочины Р-­22 встретился интересный арт-­объект: скульптура мощного быка с надписью «Овата». И хотя здесь к КРС относятся душевно, знак этот, как выяснилось, не памятник животным. Местные подсказали, что в переводе с калмыцкого «овата» значит межевой, пограничный знак между районами. Есть и поселок Овата, опять же, расположенный в балке с одноименным названием. Так что, скорее всего, скульптуру надо воспринимать, не как памятник, а как точку на карте. Ближе к столице встретилось несколько билбордов, посвященных героям­-участникам СВО и выполненных на двух языках: русском и калмыцком. Забегая наперед, хочется подчеркнуть: в Калмыкии чтут историю как прошлых лет, так и современного периода.

Названия здесь, конечно, непривычны для нашего слуха: Гашун-­Бургуста, Аршань-­Зельмень, Суварган, Найнтахн, Кетченеры, Аршан­-Булг, Кек Булук. Многие населенные пункты получили «имена» по названию рек или балок.

Придорожные кафе, стоянки и гостиницы – инфраструктура, как и везде, знакомая. И факт, что все дороги куда-­то приводят, тоже знаком. Наша, как и планировалось, привела в Элисту, столицу республики Калмыкия. И этот небольшой островок буддийской культуры – особенная, отдельная тема.

Слово «Элиста» в переводе – песок, песчаный. И хотя карьеры песчаные нигде не встретились, повод так назвать свою столицу у предков-­калмыков, наверно, был. В прошлом году Элисте исполнилось 158 лет. И сейчас об этом напоминают информационные стенды. Они органично вписываются и в день сегодняшний. Территория контрастов, и столица – город контрастов. Очень все переплетено, как, в принципе, и в нашей жизни. Мозаичное панно явно советского «производства», как в центре р.п. Октябрьский у «Кулинарии», и рядом современные дома, сухостой не исключает существование прекрасных клумб с розами, памятники героям Великой Оте­чественной войны соседствуют с культовыми буддийскими сооружениями. И все гармонично уживается. Рядом с простыми домами вдруг возникает богато украшенный, монументальный храм Будды Шакьямуни, устремившийся в небо: чтобы увидеть его шпиль, приходится даже запрокинуть голову. Ведь высотой храм примерно с 20­этажный дом. И главная его достопримечательность – статуя Будды тоже огромная; любят здесь монументальность. Вдруг среди зелени возникнет обитель другой веры – православный храм. Ведь здесь живут люди разных вероисповеданий; это не только калмыки, но и русские, и чеченцы, и казахи. И все тоже прекрасно уживаются.

В Элисте культ Будды и буддизма – необычной для нас культуры, свойственной Тибету и Китаю. Золотая обитель Будды считается одним из самых значимых буддистских храмов. Кстати, в этом году отмечается 20­летие начала его строительства. А открыт он был в 2005 году. На его территории расположены пагоды со статуями великих буддийских учителей. Они очень почитаемы буддистами, и это заметно. Исповедующие данную веру усердно молятся в храме – у них свой особый стиль произношения молитв. В храме есть обязательные требования: нужно разуваться на входе и, если без носков, – а температура «за бортом» в 37 градусов это предполагает, надо приобрести бахилы. Нельзя входить и в брюках; необходимо поверх повязать предлагаемые накидочки. Мы, привыкшие к требованию головного убора, вдруг узнаем, что этого как раз здесь и не требуется. Как и в любом храме, здесь тихо, туристы молча рассматривают убранство, скульптуры, высказывания Далай Ламы. Селфи делать нельзя, и фото не приветствуется. Но добрые смотрители, увидев редакционный фотоаппарат и получив утвердительный ответ на вопрос: «А Вы по журналистике?», вошли в положение. При храме есть музей с выставкой скульптур и других экспонатов из разных мест, связанных с буддизмом: Китая и Индии, Шри-­Ланки. Интересно!

 

(Продолжение следует).

 

Елена Кравченко.

 01.09.2024г.