Путешествие в затерянный рай

Уже не первый раз практикуем свои поездки не «в сезон». Туристов зимой меньше, а склоны Западного Кавказа и горная Адыгея в любое время года имеют новизну и особую прелесть.

Останавливаемся в гостевом доме в поселке Каменномостский. Не знаете такого места? Но о Хаджохе, скорее всего, слышали; так вот, это одно и то же. Недалеко, промывая себе дорогу в крутых скалах, течет река Белая. Хрусталь реки, зажатой в теснине, кажется, сейчас раздвинет каменные берега – настолько осязаема ее мощь. Глубина узкой теснины достигает до 20 метров. И это захватывающее зрелище! Пороги и перекаты – зима ли, лето, ничего не меняется в бурном нраве реки. Но вот вырывается она на простор и становится немного степенней, если это слово можно применить к горной реке. Со смотровой площадки, а также с моста, построенного через реку, можно часами наблюдать за потоком чистейшей воды, шум которого слышен даже у нас, в гостевом доме.

Адыгею можно назвать, наверно, столицей сыров. Изобилие в «Сырной лавке» великое: мягкие, копченые сыры, с орехами, грибами, знаменитые «косички» – всего не перечесть. Но я не ценитель этого продукта, поэтому о качестве также восторженно, как о количестве, сказать не могу. А вот чай высокогорный, с душистыми травами, да из самовара «на дровах», с медом местных пасек – это другое дело. И предлагается это искушение на дороге-серпантине, ведущей к Лагонакскому плато.


«Идем» на своей «Шкоде» вверх. Быстро не помчишься: с одной стороны – гора, с другой бордюр из снега, образованный при расчистке дороги. Все-таки нам, степным жителям, эти горные испытания не очень по душе: норовит она все время уйти в пятки. Кто смотрел вниз, в пропасть, тот меня понимает. Но это по самому большому счету не мешает наслаждаться красотой гор. Я – водитель, все внимание – дороге. «Вы едете в затерянный мир» – читает жена Наталья на одном из указателей на пути продвижения. Слово «затерянный» можно употребить, наверно, с большой натяжкой. Ведь развивается альпинизм, туризм, и человек все сильнее, нет, не покоряет природу, а как бы внедряется в нее. А вот «жюльверновское» высказывание относительно плато: «путешествие в затерянный рай» – здесь подходит, на мой взгляд, куда больше.

Дорога упирается в подножье плато и кажется дальше не идет. Все пути заканчиваются в Лаго-Наки! Плато подтверждает свой статус: здесь видно далеко вокруг, и только лесистая горная гряда, окаймляющая равнину, да группа альпинистов со снаряжением «забирают» мой взгляд от этой снежной бесконечности. Все время светит солнце. Это южная зима, и природа ее, отмечу, ничуть не хуже, чем в летний сезон.

Сколько уже осмотрено церквей, часовен, монастырей, но в Свято-Михайловском бывать счастье не выпадало. Когда-то он был крупнейшим мужским монастырем Кубани. Он и сейчас является таковым, правда, уже после восстановления. Его постигла участь «переназначений»: разные структуры занимали его помещения в свое время. 20 монахов поддерживают здесь идеальный порядок. Если спуститься вниз, там пещера, созданная монахами-отшельниками. С компаньоном Александром бодро ныряем вниз по лестнице, но пещера закрыта ввиду малочисленности посетителей. Вот в этом один, но главный минус межсезонья. Вверх подниматься гораздо трудней, но деваться некуда.


В окрестностях монастыря еще одно интересное место: святой источник с купальнями. Дорожка к нему выложена тротуарной плиткой, и прогуляться одно удовольствие. Фотографирую окрестности. У термального источника людей полно, и не важно, что температура воздуха со знаком минус – вода теплая. Над ее поверхностью стоит пар, и купающиеся двигаются, словно в тумане.

Не пожалели мы, что остановились именно в Хаджохе. Недалеко, километра за два на левом берегу Белой посетили водопады с загадочным названием – Руфабго. Осмотрели ближайшие пять. Какие названия: «Три братца», «Девичья коса», «Сердце Руфабго»! Вокруг вода и камень. Камень и вода. Да еще южные растения, которым подходят такие «соседи». В отвесных скалах прячутся труднодоступные пещеры. Смотровые площадки, хоть и оборудованы перилами, но очень высоки. Небольшие водопады даже замерзли, все-таки зима, хоть и юг. В Гуамском ущелье удивила узкоколейка, построенная еще во времена сталинских лагерей. Представьте, она и сейчас действующая, но, правда, весьма запущена.

Удивительное природное явление этих мест – Казачий камень. Не валун лежит посреди дороги, нет, а огромная глыба. Дорога огибает ее с двух сторон, а она величественно возлежит на своем месте, обрастая легендами. Как в сказке: направо пойдешь, прямо пойдешь… 

Кульминация путешествия – Большая Азишская пещера. Ее галереи протянулись в длину более чем на 600 метров. По рассказу экскурсовода пещере около 2 млн. лет. Вот где простор для спелеологов! Ну, и для меня, конечно. Пещеры меня интересовали всегда. Лестницы из металлических прутьев уходят глубоко вниз. Сыро. Вокруг повторяющийся пейзаж: сталактиты, сталагмиты, множество натечных образований, фантастической формы столбы, в том числе – Пальма желаний. Очень интересное место, как и все, что мы увидели в этот раз.  

 

 

Геннадий Белашов.