Пусть горит для вас зеленый семафор

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отметят железнодорожники. Из истории мы знаем, что железнодорожная отрасль – одна из старейших сфер экономики нашей страны. Железная дорога соединяет города и села, предприятия и партнеров по бизнесу, являясь жизнеобеспечивающей, стратегически важной артерией. Чтобы структура РЖД работала без перебоев, задействовано большое количество людей. С двумя из них мы хотим познакомить наших читателей.

Преданность делу

Наш разговор с Олегом Сергеевичем Слепневым, одним из лучших работников станции Жутово, то и дело прерывал станционный громкоговоритель и шум двигающихся составов.

На всех парах пролетали мимо скорые поезда, пассажирские же, скрипнув тормозами, замирали на короткую остановку, многотонные грузовые составы шли, натужно дыша и сотрясая землю. Эта стихия, насыщенная движением, совершенно привычна для Олега Сергеевича. «Ничего удивительного, – говорит составитель поездов, – ведь наша станция за последнее время очень изменилась и разрослась. Увеличилось количество путей и, соответственно, пропускная способность, проведена современная электрификация. Работы у нас много, протяженность участка большая: от ст.Абганерово до ст.Гремячая. Много грузов: зерна, угля, удобрений – получают и отправляют предприятия. Прогресс идет вперед, и железная дорога развивается вместе с ним».

Но никакие современные технологии, по словам Олега Сергеевича, не заменят составителя поездов. Ведь зона его действий обширна: множество операций с вагонами, локомотивами и другой техникой, каждое их передвижение на путях. В тесном контакте с машинистами и дежурным по станции он отвечает за безопасность при проведении маневровых работ. Поэтому порой составителя поездов называют «глаза и уши машиниста». Кто, как не он, проследит за положением стрелок, установит тормозные башмаки, отцепит­прицепит вагоны, грамотно переформирует состав? Здесь требуется выносливость, знание своего дела и техники безопасности. Для этого составители поездов постоянно проходят обучение. И к такому ритму за 23 года железнодорожник привык. Привык и к особому графику работы. Красный день календаря или день рождения, снег ли, дождь или 40­градусная жара, если выпала смена – идешь и выполняешь свои обязанности. Нелегко, кто спорит. Но даже в отпуске, немного отдохнув, через некоторое время он уже начинает думать о делах на станции.

В своих современных границах Приволжская железная дорога охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, несколько станций в Ростовской, Самарской областях и Казахстане. Магистраль расположена на перекрестке двух ключевых транспортных коридоров страны: Север – Юг и Кузбасс – порты Азово­Черноморского бассейна

Уже двадцатилетний рубеж перешагнул его стаж. А кажется, совсем недавно он приехал из Мурманска, устраивался на работу, приживался, практиковался. А сейчас уже сам стал наставником для молодежи и подготовил для РЖД трех специалистов. Два из них – Александр Яценко и Константин Лисович – работают также на ст.Жутово. Есть последователи и в семье. Дочь Екатерина, отучившись в профильном вузе, также работает в российской железнодорожной кампании. «Время идет, и это та величина, за которой нам не угнаться даже на самых скорых поездах, – завершая разговор, говорит человек, у которого жизненная дорога совпала с дорогой железной, – но все­таки пусть всегда стучат колеса, пусть идут поезда. Движение – это жизнь».

Железная дорога – это моя жизнь

Александр Борисович Эков руководит коллективом станции Жутово. Если относительно профессии сказать о нем в нескольких словах, то главными будут три момента: он – железнодорожник во втором поколении, он гордится своей принадлежностью к РЖД и счастлив, что выбрал именно эту стезю. По его словам, он совершенно не представляет себя на другом месте даже в разрезе структуры РЖД. А ведь это сообщество объединяет весьма много профессий: машинисты и кассиры, диспетчеры и проводники, составители поездов и связисты. И по характеру выполняемой работы они заметно отличаются друг от друга. Кто­то выполняет тяжелую физическую работу, главное для других – иметь отменную реакцию, третьим нужны глубокие технические знания. А что для Экова его работа? Стук колес, гудки тепловозов – чего в этом больше: романтики или труда? «Могу сказать, что это очень ответственный и порой тяжелый труд, – отмечает наш собеседник. – Мы должны работать лучше и лучше: совершенствовать сервис, быть конкурентоспособными. Задач много. Но они интересны. И это моя жизнь».

Он помнит железную дорогу начиная с того времени, когда отец – кочегар в оборотном депо – перекидывал за смену тонны угля в топку паровоза. Все улучшения, модернизация прошли тоже на его глазах. Ведь Александр Борисович – железнодорожник с 1992 года. И хотя пришел в профессию без специального образования, его сразу назначили дежурным по ст.Жутово, и карьерный рост не заставил себя ждать. Без отрыва от производства окончил железнодорожное училище и при помощи опытного наставника Алексея Божко приобрел первый опыт. Затем ему покорился Московский институт инженеров транспорта. По причине производственной необходимости приходилось работать по всему отрезку дороги от ст.Максима Горького до Котельниково, быть начальником ст.Канальная и ст.Тингута. Впоследствии Александр Борисович был назначен дежурным по ст.Абганерово, а затем и руководителем данного подразделения. В настоящее время он также является начальником ст.Абганерово и аналогичные обязанности исполняет на ст.Жутово. Что это значит? Это десятки работников, тысячи пассажиров и миллионы тонн грузов. К примеру, через ст.Жутово ежесуточно проходит только пассажирских поездов более двадцати пар. А еще это безопасность движения. По словам и.о.начальника станции, она находится на высоком уровне. Железнодорожный транспорт по праву считается не только самым массовым, но и самым безопасным. Этот момент, а также общее функционирование железных дорог зависит от работы каждого человека.

В 2021 году Приволжской железной дороге исполняется 150 лет. Свое летоисчисление магистраль ведет с 1871 года, когда было завершено строительство участка от Аткарска до Саратова. Первый поезд прибыл в Царицын 25 июля 1871 года.  Этот день считается датой открытия движения по Грязе­Царицынской железной дороге и зарождения Волгоградского железнодорожного узла

«Коллектив ст.Жутово со своими обязанностями справляется и выдерживает все нагрузки, – сказал в завершение разговора руководитель ст.Жутово. – Добросовестно трудятся Елена Чулкова, Александр Федоренко, Ольга Лисович, Иван Титов, Станислав Кухтенко и другие. Благодаря им и их коллегам, железная дорога «стоит» на современных рельсах. И в канун профессионального праздника хочется поблагодарить их за такой нужный обществу труд». Добавим от себя: пусть всегда в жизни горит для вас зеленый семафор, все пути будут открыты, а дороги – безопасны!

Елена Кравченко.

30.07.2021г.