Просто любить Жизнь
В рубрике «Какие наши годы!» мы рассказывали о судьбах многих октябрьских женщин, и за все это время ни разу не возникало вопроса по поводу выбора юными девчонками будущей профессии. Были в их числе и учителя, и бухгалтеры, и врачи – обычные профессии для женщин. Выбор же нашей сегодняшней героини меня по-настоящему удивил.
Жизнь Нины Ивановны Кирьяновой началась в небольшом пристанционном поселке на железнодорожном разъезде Заря в самый разгар Великой Отечественной войны. Отец ее, Иван Александрович Бондарев как железнодорожник имел «бронь», поэтому был с семьей и охранял разъезд. Бондаревы жили, как все: держали небольшой огород и нехитрое хозяйство – овцы да корова-кормилица. Однако именно в это время, когда в их семье родилась дочка Ниночка, земли Котельниковского и Октябрьского районов были в оккупации, и с самого рождения в жизни маленькой девочки были страх и голод.
У Нины были старшие братья и сестра, которые уже вовсю помогали взрослым, а в год Великой победы родился и младший брат. Когда девочке пришло время идти в школу, ее записали в семилетку в поселке Кругляков. Учеба проходила по принципу интерната – на пять дней детей определяли «на квартиру», а на выходные возили домой. Когда же в школу пошел младший брат, в начале 50-х годов, семья Бондаревых перебралась в поселок на постоянное место жительства.
Тогда поселок Кругляков еще не был районным центром и сам был гораздо меньше, чем сейчас. Так что на детство Нины пришлась и большая пора перемен. На ее глазах произошло переселение жителей затопляемых хуторов, поселок получил имя «Октябрьский» и стал райцентром. Постепенно разрастались улицы, сажались аллеи и озеленялся Зеленый остров, появлялись новые кирпичные здания инфраструктуры, «выросла» новенькая «первая школа». В нее Нина пришла уже после окончания семилетки.
Когда же школьное обучение подходило к концу, Нина с двумя подружками, Шурой и Раей, выбирали, куда поступать учиться. И выбор этот был совсем нестандартным – девчонки пошли учиться на крановщиков. Правда, решили не связываться с башенными кранами, работающими на высотных стройках, а выбрали те, что установлены в заводских цехах, без большой высоты и порывов ветра.
Нине очень нравились краны. Работая на пяти- и десятитонниках, она легко справлялась и с выправкой жести и с переносом грузов, и с точной установкой тяжелых деталей на строящиеся станки, и с филигранной заливкой форм для будущих деталей. Даже сейчас вспоминает с удовольствием каждый кран, на котором пришлось поработать, помнит особенности каждого до мелочей. И до сих пор эта работа остается для нее самой любимой. Однако было в ее жизни и другое любимое занятие.
С самого детства Нина тянулась к шитью. С замиранием сердца наблюдала она за своей старшей сестрой, которая самоучкой выучилась так здорово кроить и шить самые разные, самые сложные вещи, что нельзя было отличить от фабричных, и мечтала когда-нибудь научиться так же. С замиранием сердца носила она шелковое платье в клеточку, сшитое ей сестрой в конце школы. И вот однажды, уже после училища, увидела объявление о наборе на курсы кройки и шитья за три рубля в месяц и поняла, что это судьба!
Сразу же записалась и начала осваивать азы. Однако вскоре выяснилось, что без собственной машинки руку не набьешь, вот и полетело в родные края письмо Нины с просьбой помочь. Неграмотным родителям Нины письмо прочитала соседка, и уже через два дня новенькая подольская швейная машинка была доставлена новоявленной швее. Эта машинка «жива» до сих пор – сколько на ней было сшито мастерскими руками одежды всех фасонов и «мастей» нашей героиней, и вообще только недавно ушла на «покой», перестала хозяйка шить. И такие красивые платья, блузки, юбки получались у нее, что другим на загляденье! Так детская мечта воплотилась в жизнь и помогала Нине Ивановне на протяжении долгих лет.
Так вышло, что именно на своем заводе № 91, в Бекетовке, встретила Нина своего бывшего одноклассника, с которым в дальнейшем судьба связала ее семейными узами. Владимир Кирьянов приехал в город также в поисках образования и работы, и в результате пришел работать на тот же завод. Уже вскоре, в начале 60-х, молодые поженились и вернулись в поселок Октябрьский.
Здесь Нина Ивановна немного поработала в совете, а затем попала в «Союзпечать», тоже на подмену. Эта работа тоже ее увлекла, а когда почта перешла в новое здание, ее перевели в отдел «Союзпечати» при почтовом отделении, который занимался в основном подпиской на периодические издания. И там уже она работала до самого объединения Октябрьского почтового отделения с Котельниковским. Нина Ивановна уже была на тот момент пенсионеркой по возрасту, но продолжала работать, делая рекордную подписку на районную газету «Придонские вести» в 7000 экземпляров. Работа почты постепенно компьютеризировалась, и Нина Ивановна решила оставить работу, ушла на давно заслуженный отдых.
За годы совместной жизни Нина Ивановна и Владимир Михайлович родили двух сыновей, Андрея и Михаила, обустроили семейное гнездышко, наладили быт. В самом расцвете лет Владимир Михайлович попал в аварию и даже лишился ноги, после чего не закрылся, не поддался унынию, а пошел учиться и закончил заочно Саратовский юридический институт. Затем устроился на работу в «рыбнадзор», да так и трудился там долгие годы во имя борьбы с нарушителями законов о рыбной ловле и охраны природных ресурсов.
Сыновья выросли, «оперились», обзавелись семьями. Андрею было отведено немного лет жизни, а Миша, с тех пор как не стало Владимира Михайловича, стал для мамы настоящей отдушиной. Живет недалеко, в Котельниково, вырастил с женой троих детей – сыновей – Владимира и Алексея и дочь Сашеньку. Часто бывает с семьей у Нины Ивановны и во всем помогает ей, успевая решать не только ее проблемы, но и всего многоквартирного дома, в котором она живет. Так, например, водопровод и удобства в этом доме во многом появились благодаря его усилиям и организационным способностям.
А способности эти у него как раз от мамы – очень организованная и ответственная, она уже много лет подряд исполняет обязанности старосты хора ветеранов войны, труда и правоохранительных органов районного Дома культуры, в котором поет уже двадцать последних лет. Дни рождения участников, расписание мероприятий, сбор певцов на запланированные репетиции – во всем этом Нина Ивановна остается надежным помощником руководителя хора, Зои Васильевны Шумаевой.
В этот хор ее когда-то, двадцать лет назад, как раз после выхода на пенсию привела с собой Лилия Дмитриевна Улесова, и с тех пор наша героиня не мыслит себя вне этого, ставшего по-настоящему родным, коллектива. Такая верность творчеству неслучайна. Вспомним, как шила она почти всю свою жизнь и как много лет – почти сорок – отработала на одном месте, и сразу перед нами возникает портрет по-настоящему надежного, ответственного человека, который отдает всего себя любому делу, за которое берется!
23 января этого года Нина Ивановна встретила свой 80-й день рождения, но по-прежнему не сдает активных жизненных позиций. Помимо регулярных репетиций и выступлений с хором на сцене, продолжает и давно полюбившееся занятие спортом – занимается на стадионе Октябрьского ФОК скандинавской ходьбой в паре со своей подругой по самодеятельности, Юлией Алексеевной Гринько. И уверенно заявляет: останавливаться нельзя, ведь активность – залог долголетия!
А как вы планируете встретить свое восьмидесятилетие?
Подготовила Анна Данилова.
26.10.2023г.