Просто любить Жизнь

Детям, родившимся в конце 20­х – начале 30­х годов, выпала тяжелая доля. Им пришлось очень рано повзрослеть, выполняя работу в колхозах наравне со взрослыми, когда отцов и братьев забрали на войну. На их долю выпало много тягот и лишений, но это же и закалило их, дав им такой жизненный «иммунитет», что многие из них живут рядом с нами до сих пор, оставаясь в ясном уме и светлой памяти. Такова и наша сегодняшняя героиня. 

Раиса Васильевна Хохлачева даже родилась не так, как другие. Ее мать с отцом торопились завершить уборку ржи на своем поле, но не успели – вот и пришлось маленькой Рае появиться на свет прямо там, в жнивье. Дело было в х.Новоаксайский, шел жаркий июль 1929 года. У родителей был большой, богатый дом и обширное хозяйство, дед с отцом высадили сады у родника, которые до сих пор радуют людей и напоминают о прошлой жизни. Стоит там до сих пор и этот дом, только пожить в нем семье Раисы не довелось.

Лагутины были раскулачены, отец сослан за Волгу за несогласие с новой властью, а мать вскоре, стараясь прокормить троих детей, тоже однажды оказалась в беде. Младшая дочь Рая да средний сын Егорка попали в интернат в Сталинграде, при заводе, поближе к матери, отбывающей недолгий срок. Раисе было лет пять, а Егору семь, когда его забрали и увезли куда­то, как потом выяснилось –  в Серафимович, в приют. Рая вместе с мамой вскоре вернулась в родные места, а Егора они больше никогда не видели. Семья ищет его до сих пор, но из-за того, что Серафимовический детский дом был разбомблен в годы войны, никаких данных о детях не сохранилось, поиски  не дали результата…

Раисе почти исполнилось двенадцать, когда в хутор прибыл конный нарочный, принесший новоаксайцам страшную весть – началась война. Мужчины ушли на фронт, собирать урожай было некому, в работу включились женщины и дети. Сначала Раю приняли нянечкой в детский сад, затем перевели доить привезенных издалека коров, а потом и на поле, работать на тракторе:

– Мы с другими девчатами осваивали трактор без всяких курсов, практически сразу вышли в поле – и пахали, и жито сеяли, и ячмень сеяли, а женщины, как моя мама, убирали зерно на комбайнах, – вспоминает Раиса Васильевна. – За запчастями ездили в МТС в Ромашкино, сами ремонтировали технику, как могли. Мужчины помогали, конечно, но у них и без нас работы хватало…

Войну Раиса Васильевна вспоминает с трудно сдерживаемыми  слезами – бесчинства немецких захватчиков, бомбежки, стрельбу, страх за себя и близких. Небольшой круглый дом их, который позже, в 1956 году, «переехал» вместе с хозяевами в поселок Кругляков, еще долго хранил на себе отметины от взорвавшейся совсем рядом авиационной бомбы. А когда говорит про то, как услышала весть о Победе, расцветает глазами – такую радость испытали тогда все вокруг, такие надежды на будущее счастье загорелись в сердцах, что не забыть никогда.

В райцентр, «поближе к железной дороге», как того хотели все домочадцы, Раиса Васильевна с семьей перебралась, когда в стране широким шагом продолжалось восстановление народного хозяйства. Она тогда уже была замужем за ромашкинским парнем, Василием Хохлачевым. В их семье родилось трое детей – Мария, Геннадий и Татьяна. Василий Евгеньевич устроился и всю жизнь проработал в заготконторе, а Раиса Васильевна в 1963 году пришла работать в ясли, которые располагались в здании лаборатории. Туда приносили даже 2­месячных детей, с которыми приходилось нянчиться, как со своими.

Через 17 лет ясли присоединили к водстроевскому детскому саду. Всего Раиса Васильевна отработала в дошкольном образовании 27 лет. Все воспитанники вспоминают ее с теплым чувством как доброго, чуткого человека. Последний год она успела поработать в новом, только что отстроенном детском саду, но здоровье начало сдавать, из-за чего было принято решение уйти на заслуженный отдых.

Тем более, что дома было чем заняться – во дворе Хохлачевых водилось большое хозяйство, птица,  овцы, козы, коровы. За всеми нужно было успеть. Раиса Васильевна сдавала молоко, даже ходила среди местных сдатчиков в «передовиках». Хозяйство помогло поднять на ноги, обеспечить старт и дать высшее образование детям, да и в быту было все свое. Даже одежда – козы давали пух, который бойкая хозяйка собирала, стирала, чесала и пряла тончайшую ровненькую пряжу, из которой вязала все, что только можно придумать: от носков до тончайших ажурных платков. Даже сейчас, после удаления катаракты на обоих глазах, продолжает вязать пушистые, теплые чулки и носки. А еще – с удовольствием поет при любом удобном случае, чаще песни военных лет. И голос ее звенит печалью о тех непростых годах.

Дети выросли и разлетелись, кто куда, только Татьяна сейчас рядом с ней, ведь маме уже за 90, ей нужна постоянная помощь, хоть и держится до сих пор молодцом. Есть и правнуки – четверо, самая младшая из которых родилась буквально неделю назад.

Раиса Васильевна прожила хорошую, богатую на события жизнь. Ее сердце полно веры в Бога и любви к людям. Из того, что дает ей силы жить с оптимизмом и сохранять силу духа и бодрость тела столько лет, невзирая на все, что пришлось пережить, секрета не делает. Говорит, нужно просто любить Жизнь. Любить людей, любить свое дело, не завидовать другим и дарить миру тепло своей души бескорыстно. Тогда и Жизнь непременно ответит взаимностью.

Анна Данилова.

07.12.2022г.