Прикосновение к истории

Изучение истории своей страны – одна из важнейших граней всестороннего развития молодого поколения россиян. Стандартные уроки истории не всегда позволяют в полной мере осознать и прочувствовать важность и масштаб некоторых исторических вех, возможность познакомиться с материалом на том самом месте, где эти события разворачивались, заставляет страницы учебников оживать. Так, например, где, как не в Волгограде, на Мамаевом кургане, знакомиться с историей этого важнейшего для нашей страны сражения?

Именно поэтому 4 ноября в год 80-летия разгрома советской армией немецко-фашистских войск в Сталинградской битве губернаторами Нижегородской и Волгоградской областей, Глебом Никитиным и Андреем Бочаровым, было подписано соглашение в рамках уникального образовательного проекта под названием «Уроки с путешествием. Нижний Новгород – Волгоград».

Исторический маршрут связал регионы, на территории которых свершились судьбоносные события великой истории страны – победа советского народа в Сталинградской битве 2 февраля 1943 года и формирование в Нижнем Новгороде всенародного ополчения для освобождения Москвы от польских интервентов и защиты русской государственности в 1612 году.

Партнерами проекта выступили ПАО Российские железные дороги, Горьковская ЖД и Федеральная пассажирская компания, благодаря чему все передвижения между городами-участниками проекта для школьников совершенно бесплатны, как и сами образовательные экскурсии. Путевое сообщение осуществляется на специальном брендированном железнодорожном составе.

Проект будет длиться четыре месяца, с ноября по февраль, и примут в нем участие более 13 тысяч обучающихся 10-х классов нижегородских школ и более 10 тысяч – волгоградских. Сопровождают обучающихся в путешествии педагогические работники, советники по воспитанию, студенты старших курсов высшего и среднего профессионального образования, медики и волонтеры.

Стартовал межрегиональный образовательно-туристический проект «Уроки с путешествием»  6 ноября. Каждый понедельник поезд с волгоградскими школьниками отправляется в путь, и среди них – десятиклассники Октябрьского муниципального района. 48 обучающихся Аксайской, Абганеровской, Заливской, Васильевской, Ковалевской,  Новоаксайской, Перегрузненской, Ромашкинской и Ивановской средних школ уже побывали в Нижнем Новгороде, а на прошедшей неделе по проторенному пути на «живой» урок истории отправились еще 40 октябрьских школьников – учащиеся Октябрьской СШ №1, Октябрьской СШ №2, Шелестовской и Шебалиновской средних школ.

Уже в пути следования с ребятами были проведены уроки-занятия. Школьники кратко узнали об истории Нижнего Новгорода, а также познакомились и с историей городов, через которые проследовали: Арзамас, Пенза, Саранск, Саратов. Кроме того, для юношей и девушек были организованы развлекательные мероприятия – викторины, тесты, игры и многое другое.

Чуть больше суток в дороге, и вот уже наши ребята на улицах столицы Приволжья, старинного города, история которого тесно переплетена с историей самой Руси, практически с самых истоков. Большую часть дня они провели плодотворно, просмотрев полноценную экскурсионно-образовательную программу для изучения истории ополчения Минина и Пожарского. Ребята посетили  достопримечательности и памятники, знаковые места города, в том числе стрелку, где соединяются реки Волга и Ока, Нижегородский кремль, художественный музей, где выставлена картина «Воззвание Минина к нижегородцам», Большую Покровскую улицу и главное здание Нижегородского музея-заповедника – усадьбу Рукавишниковых.

Неизгладимое впечатление на участников урока-путешествия оказали архитектура знаковых мест этого уникального города Приволжья. После поездки ребята с восторгом рассказывают о своих впечатлениях, им все очень понравилось. Вот что говорят ребята после своего возвращения:

Анастасия Донцова (Октябрьская СШ №1): Мы посетили много достопримечательностей Нижнего Новгорода, очень многое узнали об истории этого удивительного города. Особенно мне понравилась усадьба Рукавишниковых – бальные платья, апартаменты, залы, елка была просто замечательная. Еще мне очень понравилась канатная дорога, и я бы точно хотела бы побывать здесь еще раз.


Анастасия Нидзий (Шелестовская СШ): Да, усадьба Рукавишниковых – это просто чудо. Мы как будто попали в иной мир, окунулись в купеческое прошлое России. Да и сам современный Нижний Новгород очень красив – яркие, по-новогоднему украшенные улицы, улыбающиеся люди…

Яна Нечитайлова (Октябрьская СШ №2): Архитектура города меня просто поразила – эти красивые, старинные здания, свобода, которая ощущается на его улицах, а также – снег, ведь я очень люблю зиму!

Богдан Королев (Октябрьская СШ №1): Весь город очень красив, но особенно понравилась мне Чкаловская лестница – она большая и  возведена в честь Сталинградской битвы, что отчасти заставляет меня испытывать еще большую гордость за мою малую Родину. Еще понравилась прогулка по Кремлю.


Иван Размолодин (Октябрьская СШ №1): Величественный Нижегородский кремль особенно поразил меня. Оттуда открывались просто невероятные виды, и это зрелище завораживало. Еще одно неизгладимое впечатление – музей художественного искусства.

Павел Кормельченко (Октябрьская СШ №1): Это было удивительное чувство – мы увидели воочию то, о чем читали на страницах учебников, и это было совершенно другое понимание информации… Ну а прогулка по улицам Нижнего Новгорода останется с нами не только в памяти, но и на фотографиях. Пересматривая их, мы будем вспоминать не только красоты города, но и его памятные места, например, усадьба Рукавишниковых, портреты, картины, и особенно бальный зал, оставили неизгладимые впечатления. Я обязательно постараюсь приехать сюда еще раз, летом, чтобы увидеть этот город и с другой его стороны…

Соцсети и аккаунты школ полны воспоминаниями, которые не только останутся с ребятами навсегда в виде фотографий и текстов, но и станут настоящим знанием об изученном историческом моменте, который они пережили, прикоснувшись к самой истории.

 

Анна Данилова.

13.12.2023г.