По страницам фронтовых дней

Трепетно относится к памяти своего отца, ветерана Великой Отечественной войны, житель р.п.Октябрьский Владимир Алексеевич Шумаев. Всегда под рукой его фотографии, и одна из них оформлена специально для «Бессмертного полка».

Алексей Андреевич Шумаев, урожденный села Самохино, призвался в армию в июне 42­го. А до этого неоднократно убегал на фронт, но каждый раз несовершеннолетнего возвращали назад.

Сначала были курсы по минометному делу в Москве. Владимир Алексеевич предполагает, что отца направили туда потому, что у него было 7 классов образования – это, по тем временам, немало. Командир орудия минометной бригады Алексей Шумаев воевал под Оршей и Ржевом. Прошел дорогами Западного и Северо­Западного, Юго­Западного и Украинского, 2­го Прибалтийского и Забайкальского фронтов. После он вспоминал, как под Ржевом воевали в болотах. Копали укрытия, а вокруг выступала вода. Переночевав в таком окопе, солдаты утром обнаруживали, что шинели примерзли к земле. По его словам, иногда приходила мысль, что лучше погибнуть, чем видеть страшные людские трагедии, невероятной силы бомбежки. Это были те времена, когда на три бойца была только одна винтовка, когда погиб лучший друг. Да и сам Алексей Андреевич получил осколочное ранение: 1944­й он встречал в госпитале. После излечения продолжил боевой путь до Кенигсберга. При штурме города участие минометчиков было необходимо: только их орудия могли пробить многометровую толщь стен.

Многие части и соединения после окончания   Великой   Отечественной    войны попали   на  японский   фронт. Не минула сия чаша и Алексея Андреевича: его путь лежал в Забайкальский военный округ. За выполнение боевых задач боец награжден орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», медалью Жукова. Представление же к еще одной награде – медали «За отвагу» где­то затерялось: то ли документы не дошли, куда следует, то ли передислокация помешала найти героя. А вот благодарности Верховного Главнокомандующего в красноармейской книжке сохранились: за освобождение Запорожья, за освобождение Идрицы, за освобождение Резекне, за освобождение Риги и других населенных пунктов, а также «за отличные боевые действия против японских войск на Дальнем Востоке, за успешное форсирование безводных степей Монголии и преодоление горного хребта Большой Хинган». Нечасто встречаются такие интересные записи.

Дослуживал Алексей Андреевич до 47­го года в Северной Корее. Как орденоносцу, ему выдали купоны на бесплатный проезд. Но использован только один – на дорогу домой, до ст.Гнилоаксайская. Больше никуда не ездил. Работал. Заведующий орготделом райкома КПСС, председатель колхоза им.Кирова, директор заготконторы. Стал победителем соцсоревнования, заслужил орден Знак Почета, медаль «За освоение целинных земель». Так и просится в строку известная фраза, что по его биографии можно изучать историю страны. И ведь действительно так. Возьми любую награду, она – очередной свидетель эпохи. Волнительно держать эти награды в руках, а военной поры – особенно. Стоит только представить, что этот кусочек металла был в окопах, в болотах, слышал свист пуль, бомбежки, и вот, как заслуженный ветеран, теперь на отдыхе в мирной жизни. Есть в семейном архиве Шумаевых и очень маленький значок, но для фронтовика, возможно, он имел гораздо большее значение, чем может показаться на первый взгляд. Им отмечены заслуги Алексея Андреевича на посту председателя районного отделения советского фонда мира. Кому как не фронтовику, капитану запаса быть в этом фонде, защищать и сохранять мир?!  Уникальна жизненная дорога нашего земляка, воина, ветерана труда и коммуниста Алексея Андреевича Шумаева. И целинные земли, и горные хребты, и важнейшие военные операции, – куда бы ни бросала судьба, все преодолел Человек. Преклоняемся перед ним и храним память.

 Елена Кравченко.

07.04.2020г.