Ответственные за будущее
В Октябрьском районе много славных трудовых династий. Работают в медицине, сельском хозяйстве, других отраслях. Есть и педагогические династии из нескольких поколений. Но чтобы в семье были не просто педагоги, а сразу два директора школы – факт, встречающийся крайне редко. И о ком, как не о них, стоит рассказать в Год педагога и наставника.
Елена Ивановна Морозова и Любовь Ивановна Борисова руководители Шелестовской и Абганеровской школ, в девичестве Донченко, родные сестры. Они рассказывают, что начало династии положила мама, Тамара Ивановна. И хотя она начинала как мастер производственного обучения в Абганеровском училище, позже перешла в школу, став учителем технологии и обучив швейному делу многих учениц.
«О другой профессии у меня даже мысли никогда не возникало, – признается Елена Ивановна. – Может, это и в генах было заложено. Но еще могу уверенно сказать, что на выбор профессии повлиял и школьный учитель, Брылева Валентина Ивановна, в которой мы души не чаяли. И вот как только я научилась читать и писать, я уже была «учителем». На собственных уроках рисования всю обстановку дома перерисовала, примеры решала на любом попавшемся листочке. А еще было кого учить, подрастала сестра Люба».
Ученица оказалась на редкость прилежной. Свидетельством тому прекрасная успеваемость в школе и аттестат с отличием по ее окончанию. «В первый класс мне можно было не ходить, всю программу я уже знала, – вспоминает Любовь Ивановна. – Учителем для меня была старшая сестра. Как только она приходила с занятий, усаживала меня за стол – играть в школу. Порой мне надоедало, но мама уверяла, что все знания пригодятся. У нас в семье вообще был культ школы, а в целом взрослые всегда были на стороне учителя. К сожалению, сейчас в обществе отношение к учителю изменилось».
Силы нашим педагогам дает сознание того, что ты должен выполнять свою миссию педагога и наставника. А когда ты не просто учитель, а еще и руководитель, то выполнять приходится ответственно вдвойне. Такое в нас заложено воспитание, что по-другому никак нельзя, считают сестры. Кто такой директор школы? Движущая сила. Он должен быть инициативным, грамотным и не показывать порой постигающего разочарования. Его работа сложная, и в современных условиях – вдвойне. Учитель не волшебник. Он – специалист, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Обязательно процесс воспитания и обучения должен проходить во взаимопонимании с родителями, и тогда все получится. И педагоги школ нацелены на это.
Любовь Ивановна – историк, ведет обществознание. Ей нравится работать в старших классах. Видеть формирующуюся личность, видеть, какой ученику дала багаж знаний, как научила мыслить, а в целом – видеть результат своего труда. Руководит школой Любовь Ивановна с 2009 года. Елена Ивановна по специальности филолог и учитель начальных классов, – директор с 2011. В чем-то они разные, но одинаковые в любви к профессии. Их радуют ученики, которые понимают ценность знаний и их значимость для будущего. Они верят в своих учеников, подтверждая слова Дмитрия Ивановича Менделеева: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».
Династия, ответственная за образование подрастающего поколения, а значит, и за будущее общества в целом, уже перешла отметку в 70 лет общего стажа. И она продолжается: дочь Елены Ивановны Марина – преподаватель в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта.
…И снова выпускники школ поступают в педагогический. И возможно, через несколько лет мы услышим от них, что они выбрали профессию, благодаря своим учителям – Елене Ивановне Морозовой и Любови Ивановне Борисовой.
Елена Кравченко.
11.04.2023г.