Ежегодно Детско-юношеский центр организует и проводит многодневный спортивный поход. Вот и 2016 год не стал исключением – на третий месяц лета был запланирован поход второй категории сложности. Маршрут похода разрабатывался тщательно и включил в себя 130 километров пути с преодолением двух вершин, Фишт и Оштен, и пяти перевалов. Забегая вперед, отметим, что наши туристы стали первыми в Волгоградской области в числе тех, кто решился на поход большей, второй категории сложности.

Запланированный маршрут проходил по Западному Кавказу, Фишт-Оштеновскому массиву, через Кавказский биосферный заповедник с выходом на море в районе Дагомыса. Успех любого путешествия, как отмечают специалисты, зависит от психологического климата в группе, от физической подготовки всех участников похода. Вот и в этот раз команда была хорошо подготовлена: все ребята физически сильны и выносливы, все занимались в детских объединениях туристской направленности центра и уже имели за плечами немалый опыт прохождения маршрутов первой категории сложности и степенных походов.

И вот, проверив экипировку и пересчитавшись, группа юных туристов, в состав которой вошли Иван Киреев, Иван Латыш, Тимофей и Елизавета Алябьевы, Дмитрий Кирсанов, Владимир Банько, Евгений Капитула, Евгений Филинков, Игорь Путнинш и Владислав Коновалов, ранним утром 5 августа отправились в путь. Возглавляли группу педагоги дополнительного образования ДЮЦ А.В.Завараев, Л.И.Котлярова, А.А.Кутыга и Д.И.Нидзий, и кроме того, в число взрослых сопровождающих вошел и родитель одного из ребят – О.А.Филинков.

Маршрут начинался с небольшого живописного места – п.Гузерипль. Этот поселок был основан в 1924 году как кордон Кавказского биосферного заповедника. Здесь мы приобрели билеты для прохождения по территории заповедника и начали пешеходную часть маршрута. Уже в первый день дошли до Яровой поляны и вышли к плато Лаго–Наки. Шли через альпийские луга, пересекая перевалы Гузерипльский (1965м) и Армянский (1852м). Перед нами открывались живописные просторы Лагонакского плато. Конечно, нас, жителей октябрьских степей, такие виды приводили в восторг.

Наконец мы спустились к приюту Фишт, который встретил нас дождливой погодой и грозой. Как выяснилось, здесь каждый день после обеда идет дождь. На поляне приюта Фишт в это время собралось более ста туристов разного возраста, получился большой палаточный городок. В это время здесь проходили Фиштинские игры. Мы укрылись в большой столовой под навесом, где скопилось около пятидесяти туристов, да все с рюкзаками. Андрей Владимирович скомандовал: «Готовить обед!» Как же было неуютно – все мокрое, не разложены рюкзаки, все устали. Но привыкшие к трудностям походной жизни ребята не поддались унынию и общими усилиями, дружно приготовили вкуснейший туристский суп, обустроили бивак.

На следующий день был запланирован подъем на гору Фишт (2864 м). Но в этот день Фишт не покорился нам. Наша группа дошла до ледника и из-за штормового предупреждения вернулась в лагерь. На общем совете решили использовать тактический прием – выйти пораньше и закончить восхождение к обеду. На следующий день поднялись в 3.30 и уже в 4.00 утра с фонариками вышли к непокорной горе. Рассвет уже встречали на горных склонах. С восхищением рассматривая красочные пейзажи, мы поднимались все выше и выше. При восхождении преодолевали препятствия: подъем с помощью веревки, трещины в скалах, прохождение ледника. И вот мы на вершине! Первым из команды поднялся Кирсанов Дмитрий, а затем подтянулись остальные покорители.

Теперь перед нами стояла следующая задача – покорение горы Оштен (2804м). Ее название переводится как «собиратель туч», и это на самом деле так: после обеда вокруг вершины собираются тучи, потом становится все темнее и темнее, и идет дождь с грозой, поэтому все восхождения пришлось без обсуждения делать с раннего утра. Поднять ребят третий раз в 4.00 утра оказалось сложнее, чем предполагалось. И тем не менее, преодолев утренний сладкий сон, одевшись в непросохшие за ночь одежды, группа вышла на маршрут. Сколько было недовольства со стороны ребят, но руководители настаивали на своем. Ведь они знали, что на вершине их ждет награда за упорство в виде нереально красивых пейзажей горной страны.

Поднялись на Фишт- Оштеновский перевал. Здесь начинался крутой подъем в гору. Склон Оштена травяной с хорошо просматриваемой тропой. В 8.00 мы уже на вершине. Вид с горы просто нельзя передать словами. Мы с жадностью осматривались вокруг и любовались природой, ее красочными пейзажами. Однако радость наша была слегка преждевременной – спуск с Оштена оказался гораздо труднее подъема. К обеду мы спустились в приют. В этот день погода дала нам возможность просушить одежду, палатки, пленку. Было такое чувство, как будто нам удалось «договориться» с погодой, получили от нее передышку.

Следующий день нам грозил длинным переходом. Мы пересекли два перевала – Белореченский и Черкесский, прошли более 30 км. Дошли до «веселого спуска» – именно так называлась крутая, размытая тропа с множеством камней и торчащих корней от огромных деревьев – буков и грабов. По дороге мы делали привалы, перекусы и к вечеру подошли к кордону Бабук-Аул. На пути нам встретился дикий кабан. Из зверей в заповеднике водятся медведи, зубры, благородный олень, а из растений мы встречали рододендроны, папоротники. Большая часть территории заповедника покрыта лесной растительностью, и лишь в высокогорье раскинулись альпийские луга. Охранники заповедника проверили у нас билеты и предложили два варианта: идти десять километров до конца границы заповедника или доплачивать еще за один день и оставаться на приюте. Решение было принято однозначно – идти, ведь все уже безумно хотели быстрее прийти к морю.

Уже темным вечером мы дошли до границы и здесь нас ждал неприятный сюрприз – нам не разрешили остановиться. Пришлось набраться еще терпения и собрать все усилия, чтобы идти дальше. Однако вскоре нам крупно повезло – через пару километров обнаружилась дорога, уводящая нас к реке, и там оказалась отличная стоянка для бивака. Те, у кого остались силы, готовили ужин, а остальные, едва сумев поставить палатки, попадали без сил и уснули.

Ночь прошла относительно спокойно, если не считать таинственного происшествия, сильно напугавшего всех, кто спал на открытом воздухе под натянутой между деревьями пленкой. Посреди ночи в совершенно безлюдном месте на пленку начали падать камешки, как будто брошенные меткой рукой. Мужчины осмотрели все вокруг при свете фонарей, но не нашли таинственных хулиганов. Время до подъема показалось им резиновым, так неуютно было спать, не зная истинных причин этого аномального явления. Однако утром, при свете солнца, все показалось гораздо проще, ребята собрали эти камушки и взяли с собой на память о необъяснимом случае в горах.

Встали в 6.00, позавтракали и вышли на маршрут. До конечного пункта Солох-Аул оставалось пройти двенадцать километров. Горная дорога была извилистой, слева возвышался горный склон, с которого изредка стекали бурные ручьи, и иногда даже попадались водопады, справа внизу шумела горная река Шахе.

Из поселка Солох-Аул мы добрались до черноморского побережья в районе Аше. На автокемпенге разбили бивак, поставили палатки, приготовили ужин. Уже в этот день мы наконец-то имели возможность окунуться в море. Утром следующего дня пришла идея совершить экскурсию в Сочи в олимпийский парк. Эту идею все поддержали с радостью. Посетили парк, посмотрели на стадион «Фишт», сфотографировались у стены Чемпионов. Последний день на море – день долгожданного отдыха, мы купались, загорали и потихонечку собирались к отъезду домой.

Наше путешествие оказалось очень интересным, хотя и трудным, но посильным для целеустремленных ребят. Огромную благодарность все участники похода выражают спонсорам: Вихаревой В.И., Вихареву С.М., Кирееву Н.Е. Также помощь оказал отдел социальной политики администрации района. Ну а мы, вернувшись домой, уже строим планы на будущее. Есть уже и задумки – пройти маршрутом в Приэльбрусье или горном районе Архыз.

Счастливого пути всем, кто собирается в дорогу и не боится трудностей.