Образование: упор на качество
На территории Октябрьского муниципального района, как и по всей стране, ведется реализация национального проекта «Образование». Основная цель этого нацпроекта - вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования.
Исследование качества образования по стандартам PISA проводится циклами раз в три года среди пятнадцатилетних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения.
Осенью 2020 года внутрироссийскую оценку по стандартам PISA прошли 1400 образовательных организаций из 14 субъектов РФ: школы Сахалинской, Нижегородской, Омской, Челябинской, Владимирской, Тульской, Воронежской, Волгоградской областей, республик Чувашия, Коми, Ингушетия, Тыва, Калмыкия и города Санкт-Петербург.
В числе школ Волгоградской области было выбрано 132 и среди них – МБОУ «Октябрьская средняя школа №1» и МКОУ «Шелестовская средняя школа». Исследования проходили в онлайн-формате, результаты тестов станут известны в первом квартале 2021 года.
- Нам впервые довелось принимать участие в подобных исследованиях, поэтому мы все переживали, конечно, как все будет, все ли будет для нас понятно, сможем ли мы уложиться в отведенное время? Вопросы у каждого участника тестирования были свои, как бы свой собственный «вариант», непохожий ни на один другой. – делится впечатлениями ученица 10 класса Октябрьской средней школы №1 Ольга Киреева. – Лично мне в ходе этого исследования досталось более шестидесяти вопросов, среди которых были задания на самые разные темы – правовая грамотность, анализ климатических графиков, математические задачи и многое другое. Много внимания уделялось логике учащихся и их мышлению. То есть мы должны были показать, что умеем не просто «сложить 2+2», но и применить эти простейшие знания и навыки в решении значительно более сложных, «закрученных» задач, систематизировать свои знания, анализировать, делать выводы. А еще, как мне показалось, многие вопросы были направлены на то, чтобы проверить умение мыслить нестандартно! На мой взгляд, получился очень интересный опыт. Мы с ребятами, как нам кажется, справились с заданиями неплохо, в отведенное время прохождения тестов уложились, даже с запасом, больших трудностей с ответами на вопросы не испытали, так что теперь останется лишь дождаться результатов. Уверены – мы нашу школу не подвели!
Этот проект, по мнению специалистов, не только поможет отслеживать динамику изменений в российской системе образования, но и выявлять региональные проблемы. Субъекты получат возможность сравнить свои результаты с общероссийскими и мировыми.
- Это очень хороший шанс отследить наши собственные возможности, ведь мы, отдельная школа в этом большом исследовании, сможем получить внешнюю оценку на мировом уровне и увидеть достоинства и недостатки в своей работе. – говорит директор Октябрьской средней школы №1 С.Н.Пырина – Так что опыт этот действительно со всех сторон интересный.
Всего в Октябрьской средней школе №1 участие в тестировании приняли 24 пятнадцатилетних подростков, в Шелестовской школе учеников заявленного возраста набралось тринадцать. По условиям тестирование производилось в течение двух дней, в первый день исследование прошли шесть участников, во второй – семеро. С вопросами тестов у школьников особых проблем не возникло.
Волгоградская область участвует в исследованиях PISA с 2004 года. Оценки по модели PISA являются одним из инструментов региональной оценки качества школьного образования. На основе результатов исследования 2020 года будут разработаны рекомендации, которые позволят повысить качество образования в отдельно взятой образовательной организации и на уровне региона.
Не менее удачно сложился 2020 год для октябрьских школьников и в другом направлении. С весны по осень 2020 года проводился Всероссийский конкурс для школьников «Большая перемена». Этот проект, который займет достойное место в региональном проекте «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование», курировала Администрация Президента Российской Федерации. Конкурс проходил при поддержке Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ и Федерального агентства по делам молодежи. Организаторами выступили АНО «Россия – страна возможностей», проект «ПроеКТОриЯ», «Роспатриотцентр» и Российское движение школьников.
Этот конкурс стал масштабным событием для школьников и новой площадкой для их самореализации. Сотни тысяч старшеклассников со всей страны, многоуровневый отбор, решение «кейсов», командные и личные состязания, затем финал в международном детском центре «Артек» – состязания шли в течение полугода.
Цель конкурса – дать возможность каждому школьнику найти себя и раскрыть свои сильные стороны. На дистанционном этапе старшеклассники прошли тестирование, этапы выполнения творческого задания и решения кейсов. Участие в конкурсе приняли и учащиеся 8-10 классов общеобразовательных организаций Октябрьского муниципального района.
По итогам участия в число 36 полуфиналистов от Волгоградской области в направлении "Твори" и "Помни" (8 класс) вошли учащиеся Октябрьского муниципального района: Никита Корнилин (МКОУ «Заливская СШ») и Татьяна Бурылева (МКОУ «Ильмень-Суворовская СШ»). После долгой борьбы с соперниками они вышли и в финал конкурса.
Торжественная церемония объявления победителей состоялась на «АртекАрене». Поддержать ребят в завершающем этапе в Крыму в качестве сопровождающего отправилась наставник, учитель информатики МКОУ «Заливская СШ» Ольга Ивановна Нестеренко.
По результатам суперфинала Никита Корнилин стал победителем в номинации «Твори» и выиграл призовой сертификат на сумму 1 млн. рублей на оплату обучения и до пяти баллов к портфолио достижений при поступлении в ВУЗ, а Татьяна Бурылева получила путевку в «Артек» на следующий год.
Конкурс «Большая перемена» дал отличную возможность школьникам проявить себя, продемонстрировать свои знания и личностные качества. Организаторы не ожидали, что будет такой масштабный отклик в регионе – было подано более 12 тысяч заявок на участие, 43 человека дошли до финала, 20 стали финалистами.
В целом, на сеголняшний день Волгоградская область реализует национальный проект "Образование" сразу по нескольким направлениям, охватывающим сразу все стороны жизни как школьников, так и педагогов - «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего» и «Социальная активность». Общий объем его финансирования на текущий 2020 год составил более 600 миллионов рублей.
08.12.2020г.