О новых маршрутах

(Продолжение. Начало в газете №18 от 02.03.2024г. на 5­й стр.).

И снова Арктика. Полярная ночь и северное сияние, суровая погода и необычные микроорганизмы. И наука, ради которой и был организован рейс судна «Академик Мстислав Келдыш». 

В экспедиции принимали участие ученые из различных городов: Томска, Севастополя, Геленджика, Архангельска, Санкт-Петербурга и других. Всего научный состав насчитывал около 47 участников, почти половина из них – молодые специалисты. В научную команду входили группы: «Гидрология», «Гидрохимия», «Геология и палеонтология», отряды: «Гидрооптики» и «Взвеси». Наша землячка Елена Ткачева как аспирант кафедры океанологии МГУ и сотрудник Гидрометцентра была включена в состав отряда «Гидрология». Из­за того, что у экспедиции имелись специфические задачи по метану, в рейсе еще был отряд «Геохимии углеводородов» и другие. А благодаря наличию узких специалистов был отряд «Группа бентоса», который «вылавливал» морских ежей и морских звезд, камбалу и креветок, невероятное количество крабов – все они в спирте или формалине уехали в московские лаборатории. 

Отряд исследования компонентов экосистем изучал светящиеся микроорганизмы, которые «дают свет» в моменты физического на них воздействия. «Мы наблюдали свечение даже во время траления сетями для микропластика, в которые они тоже забивались, или при заборе проб планктонными сетями, –  рассказала Елена, – это невероятное зрелище. Особенно в нашей постоянной темноте! О явлении свечения некоторых видов планктона в районах жаркого и влажного климата известно широко, в том числе свечение гребневиков в нашем Черном море, а наблюдение за ними в условиях Арктики – нечто уникальное. Ребята как-то выловили Морского ангела – очень красивое хищное существо, вид брюхоногих моллюсков. Тем, кто интересуется этой темой, можно посмотреть фильм РГО «Арктика. Зазеркалье». Про ангела там, в том числе, рассказывается».

Работы на судне проводились круглосуточно, за редкими исключениями. Каждый день – обязательные собрания научной группы, обсуждение планов и задач, лекции, где читался материал, относящийся к району исследования. По возможности отряды делились на смены. Но, в целом, работа в ночь не отличается от работы днем, если темно круглосуточно. Участники рейса не работали только в зонах, где любые работы запрещены по экологическим или военно-оборонным причинам, и в это время переходов отдыхали и занимали себя просмотрами фильмов, настольными играми. Одной из внутренних фишек рейса было то, что многие пытались лепить себе на память, как сувенир, что-нибудь из глины, которая оставалась от обработанных геологами образцов. Все в дело! Творчество и желание сохранить моменты рейса надолго в памяти – это прекрасно! По словам Елены, она лепила символ года – дракона. Кто-то лепил северные символы: медведя, кита или моржа. Вот она, сила надежды увидеть этих животных! На самом деле только один раз видели моржа, далее наблюдали только птиц, и то нечасто. О чем говорит наличие птиц? Это приближение к суше, ну, или же, о наличии банок – возвышений на дне моря, на которых часто водится много рыбы. В этих же местах было радостно видеть скопление рыболовных судов, особенно когда долго никого на горизонте вообще не наблюдали. Несколько раз видели северное сияние – яркое и красивое. Часто судно окружали скопления крупных медуз, очень напоминающих цианею бурым цветом. Да, цианеи в Арктике вырастают крупными, иногда диаметром до 2 м. Важным открытием стало обнаружение икаита – минерала, который очень сложно сохранить из-за того, что он существует лишь при низких температурах и образуется при 0 градусов; его сложно поднять и еще сложнее транспортировать и изучать. И обнаружение, и поднятие икаита в Арктике явление в целом редкое, но ученым на корабле «Академик Мстислав Келдыш» удалось.

«Келдыш» – удивительный корабль с мощной, хорошей историей и внутренним уютом. На нем насчитывается 7 палуб. Он единственный носитель глубоководных обитаемых аппаратов МИР; в 2007г. именно Мир­1 и Мир­2 спускались на дно Северного Ледовитого океана, где установили на глубине 4,3 тыс. м титановый российский флаг. «Сейчас «Мир­1» стоит в Калининградском Музее Мирового океана, где я впервые его увидела и узнала про ГОА – глубоководные обитаемые аппараты, – говорит наша собеседница. – Тема глубоководных погружений сильно увлекла меня в 2015 году. А в 2016­м я уже переехала в Калининград, чтобы учиться в магистратуре на океанолога. Калининград – порт приписки «Келдыша», но стоит он там не часто. В то время, когда он заходил в порт, я непременно ходила вокруг него гулять и мечтала о времени, когда схожу на нем в рейс. И это случилось, правда, спустя 6 лет. Ради этого стоило много работать, непрестанно и упорно учиться! Кстати, с создателем МИРов и их оператором – А.М.Сагалевичем я встречалась в Институте океанологии году в 2017, что меня тоже сильно вдохновило. Он – один из создателей российских шеститысячников «Мир­1» и «Мир­2».  Совершил более 300 погружений как главный пилот ГОА, в том числе 2 глубоководных испытательных погружения «Мир­1» и «Мир­2» на глубины 6170 и 6120 м соответственно. В течение 1989–2005 гг. возглавлял 28 экспедиций с применением ГОА «Мир». В качестве командира подводного аппарата «Мир­1» совершил погружение в точке географического Северного полюса – аппараты «Мир» выполнили первые в истории подледные погружения на глубину 4300 метров. Как тут не вдохновиться?!

«Келдыш» же был своеобразной кинолабораторией для съемок «Титаника». События на судне, которые присутствуют в расширенной версии фильма, сняты именно здесь, и погружения к «Титанику» на дне Атлантического океана, опять же, снимались с МИРа. Ради интереса в последний день рейса мы прошлись по палубам в поисках каюты Дж.Кемерона и бабулечки Розы с «с сердцем океана», которую играла Кейт Уинслет. На судне между станциями мы как­то, конечно же, посмотрели «Титаник». Только теперь, после экспедиции, он воспринимается совсем иначе». 

Подготовила Елена Кравченко

14.03.2024г.