О новых маршрутах

Арктика – это не только интересные, неизведанные места, это еще и реальное испытание. Но увлеченные люди продолжают туда стремиться. Едут, плывут, изучают. Влюбляются в эти места навсегда. Сегодня после северной экспедиции новыми впечатлениями поделилась наша землячка, аспирант кафедры «Океанология» географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Ткачева из Абганерово.

Итак, в конце прошлого года завершился 93 рейс научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» в европейскую часть Арктики, который продолжался 30 дней. Экспедиция проходила под руководством Института океанологии Российской академии наук. Как прошла арктическая экспедиция в морях Северного Ледовитого океана? Что удивило и правда ли, что целый месяц исследователи не видели солнечного света? 

Порт захода и выхода – заснеженный и морозный Мурманск, к концу рейса уже погрузившийся в почти постоянные сумерки. Из Мурманска экспедиция двинулась сразу в Карское море и на юго-западной части проработала около 3 дней; потом исследователи вышли через Карские Ворота, поработали в Печорском море, в районе о.Южный Новой Земли и вдоль западного берега архипелага двинулись на север к оконечности архипелага и о.Северный – к мысу Желания, где предстояло провести большую часть экспедиционного времени. После курс лежал в сторону Земли Франца Иосифа в Баренцевом море – к банке Ушакова, откуда двинулись на юг параллельно 39 меридиане.

«Особенность рейса – это наступление периода навигационных сумерек, начала полярной ночи. И большая часть рейса проходила в условиях полярной ночи: сумерки стали все быстрее «накрывать» числа с 16 ноября, а к 19 была практически кромешная тьма, в том числе из­за постоянной облачности. Длительное время был сильный ветер –16­20м/с., вместе со снегом и ледяным дождем. Снег шел очень часто, спокойно было крайне редко, – рассказывает Елена о капризах погоды. – Работы на севере были интересны тем, что мы, выполняя промеры на станциях разрезов, стремились дойти до кромки льда. Это удавалось, но не всегда. Суть в том, чтобы снять промеры водных характеристик в местах, где происходят процессы ледообразования. В это время кромку мы ловили примерно за 79 градусом. Наблюдать в темноте за бортом блинчики льда или шугу довольно занимательно, и затем поднимать снежную кашу розеттой. Розетта – это мощная установка с десятками батометров для отбора воды, зондов для измерения солености, температуры, плотности, мутности, взвеси и т.д. Как оператор розетты я подготавливала прибор к проведению работ, с помощью компьютерных спецпрограмм проводила зондирование водной толщи по необходимым и интересным для экспедиции горизонтам, а также вела архив метеорологических данных. Большая ирония была в том, что мне довольно давно и очень сильно хотелось узреть, какая же она Новая Земля и Земля Франца Иосифа, но пришлось довольствоваться только собственными представлениями и фантазией: сумерки и редкие просветления неба позволяли порой увидеть лишь краешек суши».

В районе северной оконечности Новой Земли экспедиция сделала несколько разрезов от берега в сторону моря. Разрез – это условный набор станций, на которых проводятся комплексные измерения: анализ водной толщи с помощью электронных приборов, отбор воды с разных глубин с помощью батометров, в дальнейшем проводится химический анализ воды на содержание различных элементов. Также проводится отбор геологических проб с помощью дночерпателей или мульти-коррера – установки, позволяющей отбирать ненарушенные осадки вместе с придонной водой; с помощью траления изучается биоразнообразие местности. В целом, это стандартная и важная работа: такие измерения позволяют получить более точные и полные результаты. Ведь задачи стояли важные: исследование условий и процессов осаждения частиц в водных условиях в Европейской Арктике и прилегающих территориях Арктического бассейна, региональные особенности современных климатических изменений, роль контакта холодной полярной и теплой атлантической воды, функционирование биологических систем под влиянием сумерек в условиях полярной ночи, другие наблюдения. Особый интерес для экспедиции представлял поиск и фиксация метана: в форме микропросачиваний или холодных метановых сипов, выходы метана из осадочных толщ.

В начале рейса проводились учения по охране судна и по покиданию его. Это стандартное и очень полезное занятие – тренировка надевания спасательных жилетов и гидрокостюмов, репетиция посадки в определенные шлюпки. До участия в рейсе все обязательно проходят полные курсы и получают множество документов, подтверждающих возможность участия в рейсе. Это важно для преодоления сложностей. А они есть. По словам нашей собеседницы, трудно быть сконцентрированным и включенным в процесс, когда качает, дует сильный ветер или идет сильнейший снег. А лаборатория была открытой, и во время работ на палубе все, что происходило на улице, в открытые ворота и двери приходило сюда; сложно, если продолжительное время станция идет за станцией, а нужно много считать и в целом постоянно контролировать работу. Сложно подготавливать к работе приборы, которые находились за бортом длительное время в отрицательных температурах, особенно, если делать это нужно на палубе: морская вода, с которой соприкасаешься всегда, плюс мороз и ветер гарантируют проблемы с кожей рук. От этого комплекса причин руки постоянно разъедало до крови, и весь месяц кожа очень болела. Порой было сложно даже отдыхать, ибо какой бы усталость ни была, спать спокойно, когда тело перекатывает из стороны в сторону и, как говорится, с ног на голову, довольно сложно. И еще постоянно чувствуешь те моменты, когда большие льдины царапают борт судна. Тогда раздается неприятный скрежет и глухой, ужасающий звук металла по всему кораблю.

(Продолжение следует).

Подготовила Елена Кравченко

09.03.2024г.