Не поехать ли в Элисту?

Уж так расположена Волгоградская область и, в частности, наш Октябрьский район, что до столицы Калмыкии, можно сказать, рукой подать. Порядка 270 километров, а по прямой – и того ближе. Так что за выходные можно и расстояние это преодолеть, и достопримечательности осмотреть, и кухню национальную изучить, и фототеку собрать интересную – на все времени хватит.

Чем привлекает нас Элиста? В первую очередь, конечно, тем, что относительно рядом находится территория с необычной для нас культурой, свойственной далеким Тибету и Китаю. Посмотрите на фото, она не похожа ни на какие другие места. Вообще удивительно, как небольшой островок буддийской культуры проник так далеко от того же, скажем, Тибета. Ближайшая к Калмыкии буддийская страна Монголия тоже находится совсем не рядом, за тысячи километров. Граничит с Дагестаном – но и здесь исповедуют другую религию. И все это тем интересней! У нас есть возможность, не уезжая далеко от дома, увидеть что-то нечто особенное. Золотая обитель Будды, Пагода Семи дней, Ступа Просветления – это все те места, в которых вы почувствуете себя совершенно в другом измерении.

В Калмыкии культ Будды. И, как показатель поклонения ему, в столице республики мы это видим воочию. Золотая обитель Будды считается одним из самых значимых буддистских храмов. Главная его достопримечательность  – статуя Будды высотой 12 метров. Вокруг нее установлены пагоды с молитвенными барабанами. Каждый поворот барабана считается прочтением мантры, – молитвы, в нашем понимании. Не знаю, очищает ли это действо ауру человека с другой религией, но, по крайней мере, этим ее точно не испортишь.

Золотые ворота в центре города выполнены тоже в канонах буддистского зодчества. Особенность строений вообще завораживает. Основанием служат красные 15­метровые колонны. Ворота ассоциируются у калмыков со   священным порогом. Проходим через них для очищения своей кармы. Украшают ворота несколько композиций, одна из которых посвящена Великому шелковому пути, который, помните? – по мнению историков, пролегал в далеком прошлом и через территорию нашего района.

В Ступе Просветления собраны культовые буддийские реликвии Элисты. И опять молитвенные барабаны, и повороты, и чтение мантр. Попробуем и здесь магическую силу добродетели.

Комплекс «Старый хурул» ранее служил как просветительский духовный центр буддизма. Здесь тоже скульптура Будды. Вся архитектура несет особый культовый смысл буддийской веры.

Культовым выглядит и памятник «Золотой всадник». Местные говорят, что для него специально насыпали высокий искусственный курган. Такой основательный подход не удивителен, ведь степь, лошади, умелые наездники – это в крови у наших соседей.

Пагода Семи дней завораживает даже своим названием. Пагода – это культовое сооружение в странах Востока и Юго-востока. Я же для себя провела аналогию с базиликой, – встречала такие в европейских странах, исповедующих католицизм. Внутри самой пагоды что? Правильно, молитвенный барабан. Вот сколько в Элисте объектов для очищения кармы и произнесения молитв! Сама пагода окружена фонтанами. Конечно, они работают в теплое время года. И ремарка к месторасположению пагоды: площадь Ленина. Вот такое сплетение эпох и религий! В городе «уживаются» рядом классические театры и этнические постройки, национальный музей и памятник Ленину, памятник Пушкину и участникам Великой Отечественной войны, кроме буддийских храмов есть и православные церкви.

Специально к Всемирной шахматной олимпиаде, которая проходила в 1998 году, в Элисте построен Город шахмат. Заполнили все пространство скульптуры на шахматную тематику. Неудивительно, что здесь созданы Дворец шахмат и музей шахмат. На больших шахматных досках можно сыграть партию другую. Вспомнился даже парк села Перегрузное, где, хоть и поменьше размером, но видела примерно такие же шахматные фигуры.

Печалью веет на мемориальном комплексе «Исход и возвращение», напоминающий о депортации калмыков в 1943-­1944 годах. А вот памятник «Остап Бендер и 12 стульев» как-то освежает пространство. Причем на стулья можно присесть и, – чем не фотозона? А присесть покушать – пожалуйте в другое место.

Исходя из того, что калмыки – народ, который исконно занимается скотоводством, то и пищевые пристрастия у них соответствующие. Основа: мясные блюда во всех их вариациях, молоко и молочные продукты. Ничего такого особого, разве что названия. Ну, разве выговоришь с ходу «хурсын-­махан-­гуйртяган»? То-то же.

О выпечке под названием борцоги слышала много, как о самой распространенной, неотъемлемой от самого понятия «национальная кухня». На поверку это оказалось, собственно, нашим «хворостом». В моем детстве его «выпускали» в каждом деревенском доме, равно как из дрожжевого теста, так и без дрожжей. Правда, у нас хворост, как правило, сладкий. Десертом, конечно, не назвать, но к чаю подать – как раз то, что надо. Калмыцкие же борцоги послужат вам практически хорошим, сытным
перекусом. Так что, подводя итог, можно сказать, что кухня все же поразила гораздо меньше, чем архитектура, которая, действительно, удивительна. Судите сами, когда после двух сотен километров пути среди серой степи, каких-то барханов и скудной растительности вдруг возникает миражом город с особой  архитектурой, загадочной и незнакомой, возникает понимание вечности, ощущение бега времени и силы веры. Познакомьтесь!

Елена Кравченко.

29.03.2021г.