Написано войной
Верхнекумская земля стала не только ареной жестоких боев в годы Великой Отечественной войны, она, к тому же, родила немало защитников Родины, отважных бойцов. Здесь, к примеру, родился Герой Советского Союза Трофим Ильич Соловьев, здесь же в многодетной семье появился на свет Илларион Афиногенович Самохин, о котором и пойдет речь. Кстати, эти два наших земляка были хорошо знакомы между собой.
Как известно, в начале прошлого века немногие знали дату своего рождения; год известен – уже хорошо. Илларион Афиногенович не стал исключением из этого, так сказать, правила. В его «метриках» стоял только год: 1924. А дату рождения он впоследствии выбрал сам, и к этому факту мы еще вернемся.
В силу молодости герой нашего повествования не попал на фронт с первых дней войны, но в январе 43-го повестку в действующую армию ему все-таки вручили. Уже завершалась Сталинградская эпопея, поэтому в родных местах Иллариону воевать не пришлось. Ушел боец от берегов Волги до границ державы, и дальше, дальше, с прицелом на Берлин. В составе мотострелковой дивизии он с боями прошел Европу, освобождая ее от фашистов. Это о нем и о таких, как он, написаны слова известной песни «пол-Европы прошагали, полземли».
Об отваге нашего земляка свидетельствуют Благодарности Верховного главнокомандующего, маршала Советского Союза И. Сталина, которые не единожды объявлялись гвардии рядовому Самохину за отличные боевые действия. К примеру, за овладение важными узлами дорог и городами Сомбатель, Капувар, Кесег и успешный выход на австрийскую границу, за овладение уже на территории Австрии городами Винер-Нойштадт, Эйзенштадт, Неункирхен, Глогнитц – главными опорными пунктами на подступах к Вене. За участие в героическом штурме и взятии Вены и Будапешта Илларион Афиногенович был награжден боевыми медалями. Затем его отважные действия были отмечены и орденом Славы 3-й степени. Сохранились не только награды Иллариона Афиногеновича, но и фотографии, другие личные вещи, прошедшие с ним военными дорогами. Напоминает о тяготах пережитых лет и планшет для документов, от которого, кажется, веет дыханием войны и многокилометровыми маршами. Все это сын Иллариона Афиногеновича – Александр передал ныне в районный музей. «Считаю, что здесь свидетельства о грозном времени, об отваге солдатской надежно сохранятся для истории, – комментирует он свое решение. – Более того, уверен, что от экспозиции материалов будет больше пользы, чем они просто лежат дома. А здесь люди придут, посмотрят, многие отца еще помнят. И я обязательно приведу в музей своих внуков».
В 47-ом году вернулся Илларион Афиногенович в Верхнекумский, женился на хуторяночке Марии Андреевне. А затем поближе к железной дороге, к цивилизации, в райцентр переехали. Помнит Александр Илларионович, как гостеприимен был глава семьи: Самохины принимали переночевать всех хуторян-родственников, «застрявших» в поселке по причине непогоды или отсутствия транспорта. А трудился Илларион Афиногенович, как и воевал, достойно. Растил с женой троих детей, сам рос профессионально, хотя и слов-то таких в то время не знали. Трудовая книжка, датированная еще довоенным 1940-м годом, свидетельствует, что работал он и заведующим избой-читальней, и директором Дома культуры, и советником финансовой службы 2-го ранга. Правда, и бригадиром-учетчиком, и столяром-плотником приходилось, ведь рабочих рук, ой, как не хватало в послевоенные годы. Трудовой путь его также был отмечен многими благодарностями и грамотами. Уровень воздействия на людей таких поощрений в советский период времени известен, и это ответ на вопрос, почему они сохранились.
Александр Илларионович рассказывает, что отец почти никогда не говорил о войне. Но всегда повторял: «Меня убить не могли!», и эта непоколебимая вера, как оберег, помогала солдату на фронте. Он так любил жизнь и держался за нее, как и за оружие, что называется, мертвой хваткой. День Победы стал для Иллариона Афиногеновича главным праздником. И когда его впоследствии спрашивали о дате рождения, отвечал, что рожден 9 мая, в самый духоподъемный для всей страны день.
Из таких простых биографий складывается наша история, и в них вся мощь нашей народной силы. Иллариона Афиногеновича с нами уже нет. Но здравствуют и поныне другие ветераны. Пощади их время, пощади!
Елена Кравченко.