Нам дороги эти позабыть нельзя

За окном морозы и пронизывающий ветер. В таких погодных условиях 81 год тому назад советские войска, поворачивая ход истории, вели бои против фашистских оккупантов на территории нашего района. Начиная с ноября 1942 года, и дальше, дальше, в лютую снежную зиму уходили дороги солдат и офицеров: советские войска развивали стратегическую наступательную операцию. Вера в победу вела их этими трудными военными дорогами. Вот как вспоминали об этом времени участники боев на земле горячего снега.

Гвардии полковник в отставке (гвардии лейтенант во время Сталинградской битвы)

Н.И. Поляков

«После окончания в 1942 году училища зенитной артиллерии мне было присвоено воинское звание лейтенант, и я был направлен на формирование в Москву. Через две-­три недели, получив новую технику, мы готовились выехать на фронт и были направлены в Сталинград. 23 августа мне пришлось прикрывать город от налетов авиации и отражать прорыв немецких танков в пригородных районах Сталинграда, а также участвовать в уличных боях, поддерживая наши части зенитным огнем. На моих глазах этот цветущий город, который я успел полюбить, превращался в руины.

Во время отражения одного из налетов на огневую позицию зенитной батареи я был ранен и засыпан землей от разорвавшейся авиабомбы. Я не помню, как меня переправили через Волгу в госпиталь Капустин Яр. Очнулся я в палате, увидел склоненное надо мной лицо пожилой женщины­-санитарки и попросил пить. Она дала мне попить и сказала: «Вот и молодец, теперь будешь жить. Ты еще молодой». И я выжил. Получил назначение командиром зенитно­-пулеметной роты 36­-й механизированной бригады 4-­го механизированного корпуса.

В ноябре месяце наш 4-­й МК сосредоточился для ввода в прорыв южнее Сталинграда. Свою первую боевую задачу я получил 19 ноября от командира 55-­го отдельного танкового полка подполковника А.А. Асланова, будущего генерала и дважды героя Советского Союза. Мне сразу понравился этот невысокий подтянутый подполковник. Он выслушал меня и сказал: «Действуй, лейтенант» и пожал руку. Это доверие и уважение надолго осталось в моей памяти.

Боевые действия начались утром 20-­го ноября 1942 года. После непродолжительной артподготовки части корпуса были введены в прорыв в полосе наступления 57­-й армии. Не ввязываясь в бои с крупными силами противника и обходя опорные пункты, наши части устремились в оперативную глубину обороны противника. К середине 22­-го ноября наша 36 мбр одной из первых овладела хутором Советским в глубоком тылу вражеских войск.

Нас предупредили, что в район Калача должны выйти танковые части другого фронта, но сведений об их продвижении мы не имели. И вот со стороны Калача появилась колонна танков. В синей дымке было трудно определить, чьи это танки. На серию зеленых ракет, которые бы означали, что мы «свои» – ответа не получили. Артиллеристы и танкисты приготовились к бою, но огня не открывали. Командир бригады подполковник М.И. Родионов навстречу танковой колонне направил офицера связи на бронемашине с красным флагом. Напряжение нарастало, и вот долгожданный момент – с другой стороны мы увидели серию зеленых ракет. Это были наши танки. Так выдержка комбрига позволила избежать встречного боя со своими войсками и не омрачить нашу историческую встречу двух фронтов. Из-­за снежной поземки и низкой облачности танкисты, шедшие на встречу с нами, не видели наших ракет.

Запомнились и армады транспортных немецких самолетов «Ю­-52», которые днем и ночью доставляли окруженной 6-­й армии Паулюса продукты, палатки, одеяла и многое другое. Этот воздушный мост, созданный по приказу Гитлера, вскоре развалился. Благодаря нашей зенитной артиллерии и авиации сотни транспортных самолетов были уничтожены, не долетев до Сталинграда.

Но особой строкой в моей памяти и памяти моих боевых друзей остались тяжелые бои под хутором Верхнекумским по отражению немецких войск под командованием Манштейна, прорывавшихся на выручку к Паулюсу в Сталинград. В ночь на 15 декабря части корпуса были сосредоточены на подступах к хутору Верхнекумский с целью нанесения встречного удара по наступающей танковой армаде. Силы били неравные. Немцы превосходили нас в танках и авиации. Имели на вооружении новые образцы техники, в том числе тяжелые танки «Тигр».

Особенно досаждала вражеская авиация.  «Мессеры», стая за стаей, устремлялись к земле. Веером летели черные стокилограммовые бомбы, куски рельсов, пустые бочки. Исступленно выли включенные сирены, летчики стреляли небольшими зажигательными снарядами, начиненными фосфором. Черными кострами горело несколько наших машин. «Юнкерсы» пикировали «этажеркой», т.е. почти врезаясь в хвост друг другу, сбрасывая отвесно бомбы, рассыпая из кассет гранаты и мины. Земля вставала на дыбы, готовая поменяться местами с задымленным низким небом. Находясь в балке, мы видели эту «карусель» и тут же открывали огонь из спаренных пулеметов по выходящим из пике и низколетящим вражеским самолетам. Мужество и стойкость солдат и офицеров проявились в каждом боевом эпизоде. Все стояли плечом к плечу на своих позициях, отражая бесчисленные атаки немецких танков и автоматчиков, и с честью выполнили поставленные задачи, остановив немецкие войска до подхода наших основных сил. Здесь родилась наша гвардейская слава.

Многие наши боевые товарищи за эти бои награждены орденами и медалями, а подполковник А.Асланов удостоен звания Героя Советского Союза. Наша 36-­я мбр под хутором Верхнекумским стала 7­-й гвардейской. В память о погибших, при участии ветеранов корпуса, в хуторе Верхнекумский сооружен мемориальный комплекс «Стальное пламя», а несколько ветеранов корпуса были удостоены звания «Почетный гражданин хутора Верхнекумский» Волгоградской области. Этой чести был удостоен и я.

Заканчивая свои воспоминания о войне, хотелось бы выразить уверенность в том, что подвиги защитников Сталинграда будут долго жить в памяти нашего народа. Особенно нужно знать об этом нашему подрастающему поколению. Ведь помнить о прошлом – значит верить в свое будущее и величие нашей Родины.

06.12.2023г.