Нам дороги эти позабыть нельзя

За окном пасмурная, сырая погода, переходящая в морозы и пронизывающий ветер. В таких погодных условиях 81 год тому назад советские войска, поворачивая ход истории, вели бои против фашистских оккупантов на территории нашего района. Начиная с ноября 1942 года, и дальше, дальше, в лютую снежную зиму уходили дороги солдат и офицеров: советские войска развивали стратегическую наступательную операцию. Вера в победу вела их этими трудными военными дорогами. Вот как вспоминали об этом времени участники боев на земле горячего снега.

Механик-водитель танка Т-34 гвардии

старший сержант С.Я. Шагаров

«Пасмурное морозное декабрьское утро. Слева от нас темнеются строения поселка Верхнекумский. Справа и южнее – колхоз им. 8-е марта. Командир взвода приказал нам маневрировать к поселку. Пересекаем гребни холмов и оврагов, маскируемся в бурьяне.

Нашему танку, командиром которого был младший лейтенант Кислов, поставлена задача следить за продвижением немецких танков по оврагу. К часам двенадцати дня появилась немецкая колонна танков, примерно из 30-40 единиц. Она двигалась, не открывая огонь. Я доложил командиру, что вижу вражеские машины. Командир танка стал передавать информацию командиру роты, но рация не работала. Один из танков двинулся на нас. Командир объявил решение: как только он подойдет ближе, взять прицел на себя. Но враг выстрелил в нашу сторону осколочным снарядом, от чего вся маскировка с нашего танка слетела. Фашисты, видимо, заподозрили засаду: было видно, как они водят стволами пушек. Наш командир отдал приказ выстрелить в первый танк, идущий на нас, он загорелся. Остальные танки нашего взвода также открыли огонь по колонне. Загорелись еще два танка. Командир роты, старший лейтенант Толстых, услышав перестрелку, поспешил на помощь нашему взводу и неожиданно для фашистов атаковал их с фланга. Завязался ожесточенный бой. В небе появились вражеские самолеты. Пикируя, они обстреливали наши танки. Бой продолжался до вечера. С нашей стороны потери были минимальными. У нашего танка осталась борозда на броне лобовой части от рикошетного снаряда. Враг потерял 16 танков и около 50 солдат и офицеров. Все экипажи нашей роты остались довольны результатом этого боя.

18 декабря, утром, противник собрал все силы: танки, пушки, минометы, авиацию – и бросил на позиции нашей обороны, открыл просто шквальный огнь. Авиация вывела из строя два наших танка. Около 40 немецких танков шли лавиною по балке и вели огонь. А с неба огонь лился с самолетов, «Юнкерсы» пикировали, сбрасывая бомбы, гранаты и мины. На поле боя творилось что-то невероятное, земля ходуном ходила. Таких атак в тот день было четыре. На подступах к хутору Верхнекумский оборону держал стрелковый полк. Наша рота поддерживала огнем передний край обороны. Подошел резервный взвод танков, и решили атаковать немецкие позиции. Я, маневрируя, пытался зайти к бортам вражеских танков, но мина противника разорвала гусеницу нашей машины. Радист Толстогузов открыл люк, чтобы я вылез из машины, и по моей просьбе рядом идущий экипаж отбуксировал наш танк обратно в балку, меня ранило. Вот так в роли механика-водителя танка Т-34 мне пришлось участвовать в тяжелейших боях за хутор Верхнекумский. Враг к Сталинграду не прорвался. Наш боевой девиз был «Ни шагу назад».

04.12.2023г.