Люди легенды

Завершено окружение вражеской группировки войск Паулюса под Сталинградом. Несколькими днями позднее генерала Круглякова вызвал командующий фронтом генерал-полковник А.И.Еременко и приказал организовать разведку окруженных сил врага. Мы понимали, что при такой концентрации войск с обеих сторон трудно пробраться через боевые порядки. Но иного выхода не было.

Встал вопрос: кому поручить выполнить столь ответственную задачу? Посоветовавшись, решили, что надо послать двух девушек. К ним меньше будет подозрения: в окруженном Сталинграде кое-где оставались жители. Начали вести разговор среди девушек о предстоящем задании, не называя пока места действия. Желающих оказалось много, но нам нужно было две, и мы остановили выбор на комсомолках Маше Смирновой и Наде Клева. Были девушки очень дружны, как родные сестры. Лучшей пары было не найти.

В назначенный день Маша и Надя отправились на опасное задание. У девушек были надежные документы. Каждая назубок знала так называемую легенду о своем прошлом. Под покровом ночи отважные патриотки прошли через боевые порядки врага и очутились на улицах Сталинграда. Едва рассвело, как Маша и Надя, взяв по ведру, отправились по городу. Они делали вид, что ищут воду. На самом деле девушки запоминали, где и какая разместилась гитлеровская часть, где расположились огневые средства, прислушивались к обрывкам речи вражеских солдат. Немцы не задерживали разведчиц. И только когда девушки слишком близко подходили к танкам и орудиям, гитлеровцы начинали кричать, угрожая автоматами.

Так прошел целый день. Девушки, забыв об усталости, о голоде, думали об одном: как лучше выполнить задание. Маша и Надя собрали сведения исключительной важности и уже возвращались, как Маша пошатнулась и, схватившись за голову, упала. Надя бросилась к подруге, приподняла голову Маши, из которой тонкой струйкой бежала кровь. «Шальная пуля», – мелькнула догадка. Теша себя надеждой, Надя сказала срывающимся голосом: – Машенька, я перевяжу…– Не надо, – чуть слышно ответила Маша и, теряя сознание, прошептала: – Торопись к нашим… Там ждут…

Надя закрыла глаза подруге и какое-то время сидела в оцепенении. Потом решила схоронить Машу. Развалин было много. Она спустилась в подвал, обложила Машу кирпичом и досками. Только сделав все это, выбралась из дома, взяла ненужное уже ведро и решила пробираться к своим. Быстро темнело. Надя шаг за шагом, от угла до угла, от развалины к развалине пробиралась к окраине Сталинграда. И вот в это время наша авиация обрушила очередной удар по врагу. Лучшей обстановки нельзя было и придумать. Не обращая внимания на рвавшиеся бомбы, Надя пробежала несколько десятков метров и упала в неглубокую воронку. Она хотела выбраться и бежать дальше, но бомбежка кончилась. А ночь была не настолько темной, чтобы укрыть разведчицу. Что делать? Кругом фашисты. Они могут обратить внимание на сидящую девушку. Надя решила притвориться мертвой. Она легла на дно воронки и замерла. Пошел снег. Он припорошил девушку. Надя лежала в снегу и терпела. Мороз между тем становился все сильнее. Девушка почувствовала, что у нее отмерзают руки и ноги, но шевелиться было нельзя: совсем рядом проходили немцы.

Сколько прошло времени, Надя не помнит. Когда все стихло, она поднялась на колени, на ноги встать не могла. Не могла опереться и на руки – они были отморожены. Превозмогая боль, разведчица на локтях и коленях выбралась из воронки и поползла к линии фронта. Временами хотелось закричать от боли и отчаяния. Но самым страшным был сон: он делал тело вялым и непослушным, мягко закрывал отяжелевшие веки и нашептывал лишь одно: «спать…, спать…». Но другой голос, голос долга и чести воина вместе с ударами сердца приказывал: «Не спать! Не спать…». И Надя ползла. Казалось, что время остановилось. Уже пылала на востоке заря, когда раздался настороженный окрик: – Стой! Кто ползет? Стреляю! Надя от радости, что слышит родную речь, не могла вымолвить слова. Наконец, собрав последние силы, крикнула: – Своя я – Надя! Подберите меня скорее, меня ждут. Группа автоматчиков боевого охранения одной из частей 62 армии подбежала к Наде. В каком-то забытьи она говорила: – Скорее отправьте меня. Я идти не могу. Меня ждут. Понимаете?

Автоматчики на руках доставили Надю в штаб, оттуда ее переправили на левый берег Волги, в госпиталь. Надя Клева принесла очень ценные сведения о противнике. За мужество и отвагу разведчица награждена орденом Красной Звезды.  

А.Перов, бывший начальник отдела кадров Штаба партизанского движения на Сталинградском и Южном фронтах.

«Путь Октября» 26 апреля 1969 года.

 

16.02.2023г.