«Любите Родину. Родина – одна!»

Ветеран Великой Отечественной войны, участница Сталинградской и Курской битв Мария Михайловна Рохлина много лет подряд приезжает с делегацией на землю горячего снега. Она – желанный гость и постоянный участник районного патриотического фестиваля народного творчества «Горячий снег». В очередной приезд специально для газеты она рассказала о своем жизненном пути, поделилась воспоминаниями.

На фронт Мария Михайловна попала 24 июня 1941 года. Санинструктором в составе 95-­й гвардейской стрелковой дивизии прошла Сталинградскую битву, Курскую дугу, Висло-­Одерскую операцию, форсировала Днепр. Во время Сталинградской битвы принимала участие в боях в районе тракторного завода. «Мне очень важно бывать на Сталинградской земле, где я воевала. А на земле горячего снега сражались мои друзья: Николай Орлов, Дмитрий Рязанцев и другие. Поэтому Октябрьский район – памятное место для всех нас. Именно здесь решалось: быть или не быть нашей Победе в Сталинграде. Помню, позвали меня в Сталинграде бойцы: «Сестричка, окажи помощь нашему Орлу», – так они звали своего командира. Я сделала тяжелораненому перевязку, жгут наложила и, отправляя его через Волгу в госпиталь, поехала с ним в повозке, желая на переправе в Мокрой Мечетке проскочить без очереди, чтобы врачи быстрее оказали помощь. Все получилось. А через 30 лет я стою у Вечного огня на Мамаевом кургане. Напротив меня генерал­лейтенант, смотрит пристально. «Вы Орел? – спрашиваю. Он кивает утвердительно: «Орлов». – С Тракторного? – С Тракторного. – Машенька! Мы обнимались, мы плакали, выясняли и вспоминали. Так познакомилась с легендарным командиром Н.Г.Орловым.  Оказалось, мы оба приехали из Москвы и оба работаем в одном и том же комитете ветеранов войны, только в разные дни. Объединили свои усилия, стали вместе ездить в город на Волге, и в Октябрьский район я впервые попала с ветеранами 3 ГСМК. На мемориале «Стальное пламя» хорошо все благоустроили сейчас, очень заметна эта работа. Поисковое движение у вас развито. Это много значит для сохранения памяти. Каждый найденный солдат – это чья-­то жизнь и судьба. Спасибо огромное за память и уход за захоронениями».

Мария Михайловна заслужила любовь и уважение тех, с кем служила. Многие после войны нашли своего санинструктора и благодарили за спасенную жизнь. «К примеру, ездили мы на 30-­летие освобождения Полтавы, – рассказывает об одном таком эпизоде Мария Михайловна. – Выходит ректор пединститута с тросточкой на сцену и снимает туфли: «Смотрите, вот мои ноги». И я вспоминаю 12 января 1945 года. Лейтенант­-разведчик 19-­ти лет наступил на противопехотную мину. Я, убрав остатки сапог, из того, что осталось от ног, как­-то сложила все вместе, наложила повязку, жгут. «Не сдавайся, – кричу ему, – только не сдавайся. Хочешь, я тебе жареную луну с неба достану, только живи и держись, – в пылу перевязки сказала ему тогда эту странную фразу. И тут, на заседании, я понимаю, что случилось чудо. Все, что я когда­то собрала по косточкам, срослось, и человек ходит, благодарит меня. Мы рыдали, и весь зал встал, рыдал вместе с нами. Ради таких мгновений стоит жить».

На ее счету сотни спасенных жизней. Сколько их – никто не считал. Да, и как их посчитать в пылу боя и атак, когда одного перевязываешь, а еще 10 ждут помощи, а за ними еще 10. Но один случай не забыть, все до деталей помнит Мария Михайловна. В ходе боев ранило заместителя командира батальона. Добровольно вызвалась через замерзшую Волгу перетаскивать раненого в госпиталь еще с одной девушкой. «Шли целый день. Иногда уже казалось, что идем не через Волгу, а вдоль нее – конца дороге не было. И только шуга на незамерзших участках показывала своим ходом правильный путь. Было так тяжело, – вспоминает ветеран. – Мы плакали, ругали себя, что вызвались. Когда возвращались обратно, трижды проваливались. Валенки набрались водой и сползли; дальше шли в замерзших портянках, как в колодках. В итоге командир танковой бригады достал из сейфа две медали «За боевые заслуги». Это моя самая первая медаль в Сталинграде. Много было наград, но эта самая дорогая».

Страшного на войне много. Однажды, это было уже в Германии, Мария отправила раненых на машине в тыл, а сама осталась с 18 тяжелоранеными в немецком блиндаже на нейтральной полосе ждать следующей отправки. Ни еды, ни воды, ни медикаментов не было. Чтобы как­-то отвлечь солдат, заглушить голод, она давала им найденные в землянке немецкие сигареты, высекая искры кресалом. Трое суток никто не мог занять эту территорию. «Однажды совсем рядом я услышала немецкую речь, – вспоминает Мария Михайловна. – Слышала, как враги ходили вокруг землянки, как ели, гремели котелками, и дрожала от страха: вот­-вот войдут. К концу третьих суток услышала крики «ура», распахнулась плащ­-палатка, вошел старший лейтенант. Начал успокаивать и сказал: «А выходи за меня замуж». И я ответила согласием, зная о нем только то, что он командир полковой артиллерии по фамилии Рохлин, и все. А потом я ревела. И от того, что из 18 раненых выжило 3, и от пережитого страха, от того, что наконец­-то ужас закончился и меня спасли. «Что за рев?» – спрашивает командир. Отвечаю: «Мне предложили замуж». «Так пишите рапорт», – улыбнулся он. После своего спасения я пошла умыться, и сама себя не узнала, наклонившись в бочку с водой. Грязная, зареванная и…седая. Оглянулась даже, кто со мной еще. Но была одна. С  тех пор вот я седая».

5 февраля 1945 года в связи с приказом: «считать мужем и женой», Марию перевели в санвзвод полковой артиллерии. Вместе с мужем прошли они через ужасы войны, прожили 48 лет. Родилось 2 дочери. Есть трое внуков, 5 правнуков. Мария Михайловна – настоящий патриот своей страны – и сегодня ведет активный образ жизни: работает в московском комитете ветеранов войны, является председателем Совета ветеранов 95 гв.стр. Полтавской ордена Ленина Краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии. Посещает с беседами школы, институты, академии. И приезжает вот уже порядка 30 лет в Волгоград, который по-­прежнему называет Сталинградом. И дает нам наказ: «нужно правильно выбрать свой путь. А выбрав, никогда не предавать его. Не нарушать данных клятв. Я горжусь тем, что не нарушила ни одной клятвы: от октябрятской и до воинской присяги. Работайте на совесть, на благо Родины. Любите Родину. Родина – одна!»

Остается добавить, что этой энергичной, элегантной, влюбленной в свою страну женщине в этом году исполнится 100 лет! Храни Господь! И пусть для многих она станет символом стойкости, любви к Родине.

 

Елена Кравченко.

 

09.05.2024г.