Курс - на Курск

Ушел из жизни Геннадий Белашов. Так не идут к нему слова в прошедшем времени: жил, работал, путешествовал. Так непросто говорить их относительно человека, который сотрудничал с коллективом редакции, выписывал и читал нашу газету, приходил, чтобы обсудить очередной материал для рубрики «Путешествие». Каждый день его жизни был наполнен общением с друзьями, заботой о семье, развитием бизнеса, меценатством.

Жизнь, отмеренная свыше, прожита. На его рабочем столе, вероятно, остались фотографии, журналы и газеты; еще стоят вещи, поставленные его рукой. А в редакции – совсем недавно принесенный материал о поездке, над которым мы вместе работали, и который, к сожалению, Геннадий не успел прочитать на страницах газеты. В нем он хотел рассказать не столько о себе, сколько о нашем земляке-ветеране. И мы выполняем эту его задумку.

Среди больших и малых городов России Курск занимает особое место. В средние века – это столица Курского княжества, а сейчас – город воинской славы. Его, современный и старинный,  сегодняшний,    мы и решили посмотреть. Уже известная читателям газеты команда в сборе, наш курс – на Курск.

Хороша природа центральной части нашей страны: леса кругом, озера, нет волгоградской жары, суши всеобъемлющей. Место для лагеря выбрали недалеко от города. Хоть и радушно принимали нас земляки – семья   Гордеевых, но палатки,   походный   быт – неотъемлемая часть любого нашего путешествия. Лагерь разбили у речушки, похожей на наш Аксай. Походный быт немного был испорчен частыми дождями. Природа, правда, от этого только ликовала: наливалась зеленью, пышно кустилась, благоухала. Но мы-то мечтали слушать не шум дождя, а знаменитых курских соловьев…

Курск не очень велик по размерам, но ему сравнительно скоро исполнится целых 1000 лет. Местность здесь холмистая: перепады высот в городе очень большие. Красная площадь, много церквей, парки, музеи, архитектура. Но куда же без археологии, полюбившейся еще с тех времен, когда я поступал в университет г.Элисты на соответствующий факультет?! Обязательно заходим в государственный областной музей  археологии, посвященный истории края от каменного века до эпохи развитого средневековья. Считаю, что рассматривать любой город нужно через призму таких музеев. Здесь мы увидели рабочее место первобытного мастера, быт летописных северян, реконструированный участок древнего города 8-го века до н.э. и Курской крепости первой половины 17-го века.

К краеведению относится и водяная мельница в небольшом селе Красниково. Это удивительное творение рук человеческих служит памятником мастерам-зодчим. Подобных сооружений, скажу честно, я видел мало. Уникальной достопримечательности, которая украшает собой тихий затон небольшой реки, более полутора века. Несмотря на общий технический прогресс, она работала до конца 90-х. Пережила и революцию, и войну, и другие потрясения, и – жива-живехонька. Сейчас она не действует, но, как устроена, посмотреть можно. Если верить рассказам, мельница построена без единого гвоздя. Мощные сваи из дуба и жернова – главная действующая сила зависит от перепада высот воды. Эволюционируя, люди, таким образом, научились извлекать энергию. 

И все-таки Курск – это военная тема, и его название для многих людей – ассоциация с Курской дугой. Закономерно, что прямо в сердце города – мемориальный комплекс «Курская дуга». Это аллея – выставка военной техники советского периода, которая участвовала в знаменитой летней кампании 1943 года. Не спеша осматриваем Триумфальную арку, часовни, памятники великим полководцам. В голову приходит мысль о параллели между нашим Сталинградом и Курском. Начатый коренной перелом под Сталинградом завершен именно на Курской дуге. День ее окончания – 23 августа – назван Днем воинской славы России.

Военно-исторический музей Курской битвы, посвященный величайшему сражению Великой Отечественной войны, имеет крупнейшую в России диораму танкового сражения под Прохоровкой. Сражению под Прохоровкой посвящен и парк Победы, куда нас привела дорога, ведущая в сторону Белгорода. Даже дождь, который с переменным успехом нас поливал, не стал большим препятствием для экскурсии. В качестве памятников в парке стоит множество советских танков. Здесь теряешь ощущение времени. Впечатление производит! Земля, по которой ты ступаешь, именно та, где были разбиты лучшие танковые дивизии вермахта. Чтобы оптимально окунуться в атмосферу военного времени, посетителей в кафе здесь кормят солдатской кашей.

На Курскую магнитную аномалию мы не поехали, местные отговорили, ссылаясь на повышенную радиацию. А вот о душе не забыли: как правило, если есть возможность, посещаем святые места. Поэтому мы направились в Курскую Коренную Рождество-Богородичную пустынь – мужской монастырь, основанный на предполагаемом месте явления Курской Коренной иконы. Один из первых монастырей в курском крае расположен на берегу реки Тускарь.

Новый для себя город мы открывали при помощи хорошего человека – Николая Борисовича Гордеева. Он наш, из октябрьских. Хоть и вырос на одной улице со мной, но попал в Курск по распределению, да так там и прижился. Неделю Николай возил нас на своей машине по окрестностям – «экскурсоводил». От него я узнал и о боевом пути его отца – Бориса Николаевича Гордеева. Хоть и жили, можно сказать, в соседях, но многого я не знал о ветеране. А вот теперь, в продолжение военной темы Курска захотелось о нем рассказать. Кстати, знают и помнят ветерана и многие октябрьцы. До того, как сын забрал его в Курск, он жил в Октябрьском, работал в спецшколе.

Киевское военно-артиллерийское училище Борис Николаевич закончил перед войной и до 1942 года служил в г.Поти в Грузии. Затем старший лейтенант воевал в 256-м артиллерийском полку 9-й горно-стрелковой дивизии в качестве командира минометного дивизиона. В первых же боях на Северном Кавказе заслужил орден Красного Знамени: силами дивизиона уничтожил много десятков огневых точек противника, до 2-х батальонов пехоты, подавил 3 минометных батареи, разбил 4 грузовых автомашины.

В Ставропольском крае полк попал в окружение. На рисовых чеках, так называли поля, залитые водой, в осенней грязи пролежали два месяца. Фашисты не давали подняться в рост, обстреливая из минометов. Огонь не могли разжечь, ели сырой рис, оставшийся на полях. Только через два месяца выбили фашистов. В живых осталось человек 30 из всего личного состава, но знамя полка бойцы, среди которых был и Борис Гордеев, сохранили.

Среди наград кадрового офицера: медали «За оборону Кавказа» и «За боевые заслуги», два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 2-й степени. Одна из особых наград – орден Кутузова, к которому он был представлен уже в 45-м году.  В  рукопашном бою отразил до 50-ти гитлеровцев, вышедших на батарею. Оставшись за командира полка, отражал крупные контратаки пехоты и танков противника. «Смел и решителен» – так написано в наградных листах.

Борис Николаевич участвовал в ожесточенных боях в апреле 45-го в Европе, освобождал г.Прагу, где встретил Победу и получил очередные награды: чехословацкий офицерский боевой крест и медаль «За освобождение Праги». Все, что касается боевого пути ветерана, бережно сохраняется сыном, у которого совершенно трепетное отношение к памяти отца. Ведь память – это так важно!

Остается добавить, что на моей карте отмечен еще один маршрут, маршрут-мостик, связавший на этот раз Курск и Сталинград, Курск и Октябрьский.

Подготовила Елена КРАВЧЕНКО.