Кино – важнейшее из искусств
Весь трудовой путь профессионального киномеханика Петра Васильевича Попова – это любовь к кино. За 44 года работы в данной сфере он, можно сказать, прожил целую киноэпоху: видел становление, развитие, спад, совершенствование процесса и кинотехники.
Мальчишкой, посещая с родителями кинотеатр в Октябрьском, был очарован волшебным действием на экране и, несмотря на возраст, всегда смотрел фильм спокойно и внимательно. И хотя в то время уже и телевизоры были, но поход в кинотеатр был больше, чем просто просмотр фильма. Это была традиция. И работали, и детей растили, и фильмы смотрели, не пропуская кинопремьер. Такой культурный досуг был нормой. А когда в 69м году открылся нынешний кинотеатр и засиял, засверкал люминесцентной надписью «Октябрь», хотелось там бывать еще чаще. А вскоре пришла и мысль о профессии.
ПТУ в городе Горький успешно закончено. Киномеханик второй категории Петр Попов сразу, а это был 1981 год, вышел на работу. Наставником стал Владимир Алексеевич Шумаев. Шесть дней в неделю при полном зале шли фильмы. По 2 сеанса в день плюс детский. Читатели старшего возраста наверняка помнят то время, когда по 34 сеанса подряд шли индийские фильмы. Пленка рвалась от такого интенсива, ее клеили и продолжали показ. Так что обслуживание киноаппарата требовало сноровки. И в целом демонстратор фильмов должен уметь многое. В доцифровую эпоху это еще и физический труд: перенос тяжелых кинобанок весом до 16 кг. Серьезные требования были к технике безопасности, в том числе и пожарной. Должен быть выполнен и план по кассовому сбору. Это со стороны кажется работа простой, а загляни «за кулисы»... Или в зал, где можно услышать свист и крик: «Сапожник!», извещающий о какойто заминке в процессе показа. Да, в 7080е киномеханика часто называли сапожником. При чем же профессия из другой области? При случае, когда пленка рвалась, ее клеили или сшивали иголкой с ниткой, как сапожник чинит обувь. Поэтому и родилась такая аналогия. Вместе с цифровизацией это слово ушло из обихода.
Серьезное отношение к работе позволяло Петру Васильевичу расти профессионально. От знаний и опыта киномеханика зависит качественный показ фильма. И он поступает в техникум г. Ростова. С 86го года назначен мастером киносети района. А это уже другой масштаб. По такому случаю ему выделили мотоцикл. Идет эра кинобудок. В каждом селе и хуторе своя киноустановка, требующая обслуживания. И Петр Васильевич ездил по всему району: от Ильменя до Абганерово в любую погоду. Пурга, заносы, мороз, бездорожье, поломка – ночуешь в кинобудке. Сейчас бы сказали: энтузиаст. Да, это было время, когда энтузиазм побеждал усталость, когда молодость была плюсом в движении.
Вскоре его снова командируют на курсы повышения квалификации – в Сергиев Посад. Изучал новое кинопроекционное оборудование. Знания вскоре пригодилось, когда жители Капкинки пожаловались «на верх», что нет у них показа кинофильмов; в Васильевке есть, но туда еще дойтидоехать надо. Райком партии отреагировал: «обеспечить». В местный клуб привезли первоклассную аппаратуру. Такую на тот момент даже в райцентре не видели. И вот мастера, среди которых и Петр Васильевич, «колдуют» над нею. Один день, другой уж за полночь, не получается и все тут. Подозрение пало на один узел, но он под пломбой. Делать нечего – задача должна быть выполнена. Сняли пломбу, устранили проблему, и все заработало. Вот так, ради дела пришлось нарушить, но победителей, как мы знаем, не судят.
Творческие способности, которые есть у Петра Васильевича, в частности, к рисованию, помогали в оформлении афиш. В рабочие дни – кино, в выходной – афиши на следующие дни. Ездил в Аксай за белой глиной, разводил водой, грунтовал холст, сушил на солнце, зимой – в котельной. А дальше – гуашь и линейка. На каждый сеанс нужно три афиши с кратким содержанием фильма. Времени это требовало много. Петр Васильевич застал времена кинопередвижек на базе автомобиля Газ-51. Даже на любой ферме можно было показать фильм, натянув простыню, как экран. Видел угольные проекторы и узкопленочные аппараты. В 90-е – видеосалоны, где главная аппаратура – телевизор и видеомагнитофон. Зрителей было так много, что ставили дополнительно стулья. После трудных 90-х отрасль кино возобновилась. Так, от кинопередвижки до современной цифровой техники прошел путь наш земляк: трудился, обучал молодые кадры. Люди приходили, уходили. Одних директоров на его памяти было 6 человек, а он оставался. И если киномеханик в 60-70 годы – первый парень на селе, то кто он сейчас: хранитель уходящей в прошлое профессии? Скорее всего, это специалист, успевающий за трансформацией отрасли.
Сейчас новый период: цифровая киноаппаратура, современная звуковая система, отличное качество картинки. Да и кинотеатр работает в новом формате, являясь Центром культуры и кино, в котором, кроме показа фильмов, развиты и другие направления. В нем сейчас идет ремонт, и коллектив, о котором Петр Васильевич отзывается как о команде единомышленников, ожидает улучшения условий для работы и творчества, и, конечно, показа фильмов. Их Петр Васильевич любит по-прежнему и смотрит комплексно: от характеров персонажей до декораций и режиссуры. И по-прежнему считает верными слова известного вождя: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!».
Елена Кравченко
27.08.2025г.