Кавалеры офицерского ордена

Сталинградская битва, начавшаяся в середине июля 1942 года, стала для всего советского народа  огромным испытанием. Здесь, в приволжских степях, решалась судьба не только огромной страны, но и всей человеческой цивилизации. Враг бросил на Сталинград свои отборные пехотные, танковые и авиационные группировки, значительно превосходившие и по степени боевого опыта, и по технической подготовке, и по личному составу силы Красной Армии.

От советских бойцов и командиров требовалось невозможное – выстоять, выдержать, но не сдать Сталинград. В излучине Волги и Дона развернулись кровопролитные бои. Воины показывали беспримерные образцы стойкости и героизма.

В эти напряженные дни, а именно 29 июля 1942 года, в нашей стране были учреждены ордена, которыми награждались офицеры, генералы, маршалы, проявившие высокое полководческое искусство в боях за Советскую Родину. Эти знаки воинской доблести носили имена Михаила Кутузова, Александра Суворова и Александра Невского. Об этих великих полководцах и сейчас знает каждый, кто хоть немного знаком с историей нашей страны. В годы войны они олицетворяли собой силу, полководческое искусство и истинный патриотизм командиров Красной Армии в самом высоком смысле этого слова.

Одним из самых почитаемых орденов является орден Александра Невского. Это единственный орден, который существовал в Российской империи, в Советском Союзе, сохранен как полководческая награда и в новой России. Как же связан этот орден с историей Сталинградской битвы, и, в частности, с боями лета 1942 года на территории нашего района? Информация, которую мне удалось найти и проанализировать, оказалась прелюбопытнейшей.

Итак, конец июля 1942 года. Прилагая невероятные усилия, Красная Армия ведет оборонительные бои на дальних подступах к Сталинграду, в малой излучине Дона. На территории нашего, а тогда Ворошиловского, района ведет бои 64­я армия под командованием В.И.Чуйкова (с 4 августа 1942 года – М.С.Шумилов). В это время ей была дана в управление 154­я отдельная морская стрелковая бригада. 26­27 июля бригада прикрывала переправу наших войск на восточный берег Дона в районе санатория Суворовский (сегодня этот объект скрыт водами Цимлянского водохранилища) и продолжал сдерживать наступавшего врага. С утра 28 июля бригада заняла рубежи у хуторов Верхне-­Рубежный и Ильмень-­Суворовский. Враг предпринимал отчаянные попытки продавить оборону краснофлотцев, бросив против них многочисленные танки и пехоту. Приходилось с боями отступать. В одном из боев недалеко от совхоза имени Юркина отличился 1­й стрелковый батальон бригады под командованием заместителя командира батальона старшего лейтенанта Ивана Рубана. Было решено притворным отступлением заманить в одну из балок фашистов и, отрезав их в узком пространстве, «устроить баню», как писал впоследствии Иван Назарович. Так и сделали. Когда в балку вошли 11 танков и более 300 пехотинцев врага, с высоких склонов балки и с тыла  начался массированный обстрел всеми доступными нашим бойцам видами вооружения. Атака была столь дерзкой и неожиданной, что враг оторопел и не смог дать нашим бойцам достойного отпора. Итог  тридцатиминутного боя – 212 вражеских солдат и офицеров и 7 танков были уничтожены, а врага гнали еще 3 километра по выжженной придонской степи. За этот подвиг старший лейтенант Иван Назарович Рубан  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года был удостоен ордена Александра Невского. Первым в Советском Союзе! Это ли не повод для гордости! Кстати, Иван Назарович  на момент своего подвига был всего на два года старше Александра Невского в его схватке с тевтонцами на льду Чудского озера. В газете «Красная Звезда» этот бой был отмечен в статье на первой полосе.

Но, как выяснилось, орден Александра Невского, которым был награжден И.Н.Рубан, был не единственным за бои на нашей земле. С 31 июля по 11 августа 1942 года  артиллерийская батарея 77­го стрелкового полка 29­й стрелковой дивизии под командованием  лейтенанта Дякина Михаила Васильевича неподалеку от станции Жутово отбивала ожесточенные атаки врага. Дякин лично контролировал участки дорог и шоссе, по которым гитлеровцы подвозили пополнение и боеприпасы. В результате его корректировки за 12 дней боев было уничтожено несколько автоколонн с живой силой и боеприпасами. В ходе личного поиска и разведывательных вылазок в тыл врага были выявлены и уничтожены две скрытые минометные батареи и тщательно замаскированный склад боеприпасов. Позиции советских пушек были отлично замаскированы, и потерь от артиллерии и авиации врага они не имели. Указ о награждении М.В Дякина орденом Александра Невского был подписан 2 декабря 1942 года. В 1943 году за форсирование Днепра отважный командир был удостоен звания Героя Советского Союза. Погиб он 29 апреля 1945 года при освобождении Вены.

Но и это не все! Командир стрелкового батальона 299­го стрелкового полка 29 стрелковой дивизии лейтенант Пархоменко Александр Иванович был представлен к ордену Александра Невского 24 августа 1942 года. Под его командованием батальон, сдерживая противника неподалеку от хутора Чиков, не только не пропустил врага сквозь свою оборону, но и так организовал неожиданный для превосходящего силой противника бой, что сам перешел в наступление, заняв хутора Водянский и Дорофеевский. При этом в плен было взято много немецких солдат и офицеров, а также многочисленные трофеи. Отважный герой погиб в бою 24 июля 1944 года.

Три имени, три подвига, три высоких награды. А впереди – долгие дни сражений до памятного дня 2 февраля, до великого дня 9 мая, до нашей общей Победы!

Добавлю, что за зимние  бои 1942 года под Верхнекумским орденом Суворова II степени под №3 был удостоен командир 3­го ГСМК Василий Тимофеевич Вольский

 Н.Ю.Денисова.

 01.02.2023г.