«И все-таки море останется морем»
На календаре День военно-морского флота. Сразу видится картинка: бесконечное море, мощные корабли, бравые моряки: одна форма чего стоит! А за этим красивым «фасадом» – непростая служба и увеличенный по сравнению с другими родами войск срок. 3 года служил на Черноморском флоте Павел Васильевич Зинченко из села Перегрузное.
23 апреля 1982 года Павел стал военнослужащим. Правда, службу во флоте ничто не предвещало. Обучался, как и многие наши ребята, водительской профессии по направлению военкомата в г.Котельниково. Ну, и ближайшие жизненные и армейские горизонты логично связывались именно с этой военной учетной специальностью. Но судьба распорядилась по-своему: она привела его в г.Севастополь, а затем в г.Николаев, где, как и положено, полгода шла «учебка». Павел стал квалифицированным связистом, получил спецдопуск, ведь связь — это серьезная сфера, а зачастую и весьма секретная.
По окончании учебного этапа стал наш земляк нести службу на большом противолодочном корабле (БПК) «Азов». Это было, конечно, очень интересно для сельского парня, который, по его словам, до того времени видел только Волгоград да Котельниково. А здесь: Средиземное и Черное моря, Гибралтар, Болгария и Куба, рейд в Тунисе – непредсказуема армейская судьба и задания отцов-командиров.
Запомнился Павлу первый выход в море. Оно показалось не просто большим, а огромным, бесконечным. Но еще больше осталась в памяти традиция, предваряющая этот самый первый выход, – пить соленую воду. Есть на флоте такое своеобразное посвящение в моряки, и кто служил на кораблях, знает об этом не понаслышке. «Откручивают плафон осветительный и наливают в него морскую воду, для питья, собственно, непригодную, – рассказал нам о традиции Павел Васильевич, – Но новоявленный моряк должен ее выпить. Бывает, что и не один раз: везде, куда не зайдешь, тебе подносят соленую воду. Я, наверно, три плафона выпил. Чувствовал от этого себя неважно, но «зачет» от старших коллег получил».
Пройдя этот обряд, новичок превратился в настоящего моряка, готового не только идти в море, но и в длительные походы и выдерживать шторма разной силы. Так, однажды в 5ти бальный шторм спасали подводную лодку Северного флота, потерпевшую крушение. Тихой воде не верь: она в любой момент может стать стихией. А самый большой шторм, который пришлось видеть нашему земляку, был силой в 9 баллов. Это опасно: корабль чуть ли не полностью «ныряет» под воду. Чем не «девятый вал» – всем известный как символ роковой опасности и наивысшего подъема грозной, порой непреодолимой силы?! Но вместе с командой трудности преодолевались.
В обычные дни служба, по словам Павла, была весьма комфортна. Сапоги солдатские на БПК не носят, кросс не бегают: корабль длиной 170 метров – куда побежишь? Никаких тебе, к примеру, погрузочно-разгрузочных и других работ, зачастую сопровождающих армейскую службу; связист занят только своим делом.
Совсем другое дело – поход. Один из них продлился 8 месяцев: дежурство, отдых, дежурство, отдых, и море, море, море… Для разнообразия можно разве что только в иллюминатор посмотреть. А там снова вода и только она. Как шутят моряки: вода по оба борта всегда одного сорта. Разве может это понравиться? Поэтому вернулся Павел Васильевич в родное село, на свою землю. И сейчас убирает хлеб на родных перегрузненских полях. Не зря же есть такая поговорка: «Море хвали, а за землю держись!»
Но нет-нет, да и всколыхнется в памяти, как морская волна, все, что было прожито и пережито на службе, вспомнятся армейские друзья из Ростова, Ставрополя, Запорожья, Херсона, разные истории, редкие увольнительные. И, может, в День военно-морского Флота кто-то из сослуживцев выйдет на связь. И тогда будет двойной праздник, и зазвучат непривычные для непосвященных слова: миля, форштевень, киль, фут, кабельтовы, а в целом, это будет разговор о службе – особом для мужчин времени, очень памятном и серьезном, когда происходит становление характера и проверяется готовность служить Родине.
Елена Кравченко
27.07.2025г.