Говорят архивы

Волгоградская область активно готовится к знаменательной дате – 80­-летию Сталинградской Победы, которая будет отмечаться 2 февраля 2023 года.

В декабре текущего года 80-летие со дня освобождения территории от фашистов отмечает Октябрьский район. В рамках подготовки к этим двум важным датам мы продолжаем рубрику «К 80-­летию Сталинградской Победы». Основой для нее служат архивные материалы: газетные статьи прошлых лет с воспоминаниями детей войны и жителей земли горячего снега, фронтовиков – непосредственных участников боев на сталинградской земле, а также информация из районного историко-­краеведческого музея.

На подступах к Сталинграду

«Когда наступление на Москву провалилось, немецкое командование разработало план захвата нашей столицы в обход, через Сталинград. На выполнение этой операции были направлены отборные, вооруженные до зубов дивизии. Но и этому гитлеровскому плану не суждено было сбыться. Враг попал в железное кольцо наших войск.

В этой грандиозной битве пришлось участвовать и мне. Из Куйбышева нас направили на формировку в маршанские леса. Я стал шофером минометного расчета при пятой гвардейской бригаде. Наш корпус готовился встретиться с врагом под Сталинградом. Из Маршанска нас по железной дороге доставили до станции Качалино. Готовясь к наступлению, каждый из нас перед развернутым знаменем дал клятву стоять насмерть и ни шагу назад. И вот решительный час наступил. На рассвете «заиграла катюша». Это стало сигналом для начала артиллерийской подготовки. Гул был таким оглушительным, что трудно было разобрать, что говорит рядом стоящий товарищ. Гремя тяжелой броней, на позиции фашистов устремились наши танки. Очнувшись от испуга, враг стал обороняться с упорством обреченного. Но наш натиск был таким сильным, стремительным, что враги в смертельном страхе бросились наутек. – За Родину, вперед, – кричал командир, высунувшись из открытого люка головного танка. Пылая ненавистью к фашистским извергам, вслед за танками бежали пехотинцы.

Фашистское командование пыталось любой ценой прорваться к своей, окруженной в районе Сталинграда, группировке войск. Немецкие генералы направляли в нашу сторону еще большее число танков. Но и это не помогло. Наступательный порыв наших воинов был настолько велик, что его не сдержало и новое вражеское подкрепление. После двухчасового боя наши войска заняли станцию Абганерово. К вечеру с нами соединились части другой нашей армии. Когда были укреплены позиции, наша бригада пошла в сторону речки Мышкова.

В ожесточенных боях мы заняли несколько населенных пунктов. Особенно мне запомнился бой за село Васильевку. Местность очень удобная для обороны и немцы не хотели оставлять выгодные для них позиции. Село дважды переходило из рук в руки. В третий раз наши направили в бой 15 танков с десантом моряков­автоматчиков. Они­то и решили исход боя. Фашисты не выдержали и отступили в направлении станции Гнилоаксайская и разъезда Заря. Видимо, они учли, что по железной дороге им будет сподручнее улепетывать. Наш минометный расчет стоял на краю села. Было видно, что в Васильевке нет ни одного целого дома. Все лежало в развалинах. И вокруг – ни души. Чуть в стороне от села виднелась землянка. Вдруг я увидел, что из нее вылез мальчик лет десяти. – Мам, наши пришли! И тот дядя с ними, что  нам кино показывал. Действительно, до войны я работал киномехаником на передвижке и обслуживал многие населенные пункты района. Я тревожился за участь мальчугана и его матери: «Как они будут жить среди таких развалин», – думалось мне.

В одну из темных декабрьских ночей 1942 года меня вместе с машиной сняли с огневой позиции. Требовалось отправить тяжелораненых солдат в госпиталь, а на обратном пути доставить боеприпасы на передовую. – Ты, Коновалов, житель здешних мест, – сказал старший лейтенант, – знаешь все тропки и дороги. Веди машину так, чтобы ни один вражеский глаз ее не заметил. Хоть и хорошо я знал свою местность, но в темноте и мне было трудно ориентироваться. Но я больше надеялся на чутье, чем на зрение и благополучно довел машину до второй фермы совхоза «Крепь», где располагался госпиталь. В обратный путь я шел во главе колонны из восьми машин, нагруженных боеприпасами. Снаряды и мины были доставлены на огневые позиции вовремя. На врага обрушился сокрушительный огонь. Развивая наступление, наши войска заняли станицу Потемкинскую. Казачки вылезли из погребов и подвалов, начали наперебой рассказывать о том, какие зверства и злодеяния творили фашисты в станице, перечисляли, сколько замучили они людей. – Отомстите извергам за наше горе и слезы, – напутствовали они нас на прощание. Мы дали им обещание, что будем биться до тех пор, пока на нашей земле не останется ни одного фашиста.

Победа под Сталинградом предрешила полный и окончательный разгром фашистской военной машины. С этой поры инициатива перешла в наши руки, и враг стал оставлять города и населенные пункты один за другим. Скоро наши войска освободили всю нашу землю от фашистской нечисти. Я радуюсь, что на том месте, где когда­то бушевало пламя войны, широко раскинулась пашня, что из руин и пепла поднялся город­герой – красавец Волгоград».

 

М.Коновалов, участник

Сталинградской битвы.

«Путь Октября», 11 января 1968 года.

 30.11.2022г.