Говорят архивы

Абганерово. Август  1943 года

В шеститомной «Истории Великой Отечественной войны» об этом говорится лаконично, но ясно: «Главные силы 4-­й танковой армии, обойдя нашу оперативную группу войск с востока, уже 5 августа вышли в районе Абганерово­-Плодовитое к южному фасу внешнего оборонительного взвода». Думается, и ребенку ясно, что последовал приказ: «Остановить и отбросить!» Одним из соединений, которым это поручалось, была 6­-я танковая бригада, которая за день перед этим разгрузилась на глухом полустанке в знойной безбрежной степи.

Навстречу противнику шестая рванулась 7 августа. Этот день Александру Георгиевичу Павлюку врезался в память, как ни один другой, потому что в этот день под Абганерово на речке Аксай Есауловский он «родился» второй раз. Буквально чудом обошла его смерть. Двадцатилетний студент из Нальчика к тому времени был уже танкистом экстра­класса. Воевать начал 25 июня 1941 года, путь на войне протянулся на 4 года. Был он на этом пути трижды ранен, награжден орденами Александра Невского и Отечественной войны 1 степени, потерял сотни друзей, но бой 7 августа 1942 года ни с одним другим сравнить не может.

Танки под жарким степным солнцем раскалились чуть ли не до красна, во всяком случае, вода, выплеснутая на броню, шипела. А когда в них все было забито пороховыми газами, то и вовсе дышать стало нечем, да что там дышать – танкисты не видели друг друга. Бой с немецкими танками завязался на встречных курсах. От взрывов поднялись тучи пыли, загорелась сухая трава. Второй батальон шел на правом фланге. Сумев обойти острие немецкого клина, он атаковал его середину. Надо сказать, что немецкие танки против наших «тридцатьчетверок» уже не стояли: уступали и в скорости, и в бронезащите, но в искусстве ведения боя немецким танкистам отказать было нельзя, и каждая победа над ними давалась с большим трудом. Для экипажа Павлюка бой складывался удачно. Вот он сошелся на встречном курсе с фашистской машиной. Александр сам был у пушки и сумел точно поймать в прицел ее бортовой крест и разворотил бронебойным снарядом его бок. Танк «сник». А вот «побежал» от них еще один из танков. Но и танк Павлюка потрясает сильный удар. Всем хороша «тридцатьчетверка», а вот боевой обзор сужен до минимума, и очень многого не видит экипаж, когда идет бой. Не мог заметить он и фашистскую противотанковую пушку, которую выкатили из­за одного подбитого танка. Грамотный и опытный танкист Павлюк отлично знал все противотанковые средства врага, он без запинки рассказывает о пушке, что подбила его танк: 50-­миллиметровая пушка образца 1938 года с массой снаряда 2,1 кг и пробивающая броню в 52 мм. Фашистский наводчик ударил метко, попав в самое уязвимое место – погон башни. Разорвался снаряд под казенной частью пушки. По всем «законам» в танке не должно остаться в живых ни одной живой души, но не зря все, кто знает войну, говорят, что «чудеса» на ней бывают достаточно часто. Чудом было и то, что в «тридцатьчетверке» Павлюка остались в живых все 4 члена экипажа. Правда, все были основательно изранены, точнее сказать изрешечены, что и дало повод Александру Павлюку говорить о своем втором рождении. Танк не двигался. Павлюк рванулся вниз: механик­водитель был без сознания. Александр рванул на себя рычаг и развернул машину, отвратив от пушки слабые борта. Открыл глаза и водитель. Оглохший, он по жестам командира понял, что надо спасаться. Дал газ и «свалил» машину в небольшую лощину, по которой они и выскочили из опасной зоны. Они довели машину до командно­наблюдательного пункта, но сами уже выбраться не смогли…

После войны боевой офицер танкист Павлюк до самого ухода на пенсию учил детей. 

В.Рязанов, гвардии капитан в отставке,  участник Отечественной войны. 

«Путь Октября» 16 марта 1991 год.

22.12.2022г.