Где родился – там и пригодился

В рубрике «Какие наши годы!» мы знакомим вас с людьми совершенно разных судеб, профессий, мировоззрений. Были такие, кто приехал к нам издалека и пустил на нашей земле глубокие «корни», но ничуть не менее удивительны истории тех, кто пригодился там, где родился. И наш сегодняшний герой повествования – из их числа.

Причем в хуторе Заливский родился и вырос не только сам Геннадий Георгиевич Бабкин, но и его предки, прабабушки и прадедушки родились на этой исконно казачьей земле, жили по казачьим устоям. К слову – историю своей семьи до четвертого колена, как и историю родного края, он собирал по крупицам и бережно хранит не только в документах, но и в своей памяти.

Итак, родился Геннадий Георгиевич в «родовом гнезде» в 1956 году. Рос спокойным, очень домашним, предпочитая помощь родителям и бабушке шумным забавам со сверстниками. Мама и бабушка в целом оказали большое влияние на его жизнь, но – обо всем по порядку.

Семейство Бабкиных жило не хуже других, хоть и небогато. Отец, Георгий Андреевич, работал трактористом в совхозе, мама, Валентина Андреевна, там же поваром, а бабушка, Федора Петровна, всю жизнь трудилась дояркой. Однако дом их был по тем временам довольно просторным, и у них то и дело останавливались на постой молодые учителя, приезжавшие работать в Заливскую школу, где в то время учился Геннадий. Мальчик видел, как постояльцы каждый вечер занимались проверкой тетрадей, и это казалось ему безумно важным и интересным делом.

Когда школьный год заканчивался и начинались летние каникулы, отслужившие свой срок тетради оставались стопками на дворе и становились «добычей» будущего педагога – Геннадий брал их одну за другой и целое лето с упоением проверял заново. Именно эти тетрадные проверки с самого детства стали его вектором для выбора жизненного пути.

Был и еще один замечательный пример для подражания, который пригодится ему позже. По соседству с Бабкиными жила классный руководитель Геннадия, а также его учительница географии Нина Филлиповна Кирсанова. И, поскольку в то время не было столько, как сейчас, источников информации, Геннадий то и дело бегал к ней домой, если что-то его интересовало, а она давала ему книжки, в которых были все ответы на его вопросы, и даже больше. Именно она стала для него своего рода маяком, на который он ориентировался на пути к профессии всей своей жизни.

В 1971 году Геннадий закончил восьмилетнюю школу и поступил в Дубовское педучилище по специальности «учитель начальных классов». После получения диплома, в 1975-ом, был направлен в Новоромашкинскую начальную школу, где набрал свой самый первый класс, 34 ученика. Всего в этой школе учитель младших классов Геннадий Георгиевич проработал два года, пока не пришла повестка в армию. Срочную службу он проходил в железнодорожных войсках, сначала в Волгограде, затем перевод в Харьков, оттуда – в г.Чоп, на Венгерскую границу. Поскольку к этому времени Геннадий Георгиевич успел закончить Борисоглебский пединститут, ему, прошедшему в армии от рядового солдата до начальника караула, присвоили звание лейтенанта, и он остался служить сверхсрочно в качестве замполита роты. За годы службы дослужился до звания капитана.

Последним местом службы нашего героя стал г.Харабали Астраханской области. Там он женился, и уже с женой вернулся в родные края, оставив воинскую службу ради службы во имя образования юного поколения заливчан, в числе которых будут и трое его детей – сыновья Саша и Ваня и дочь Катя.

Однако на тот момент в Заливской школе не было вакантного места учителя, и Геннадий Георгиевич стал воспитателем группы продленного дня. С 12 до 17 часов дня все освободившиеся от учебы ребятишки собирались под его «крылом», чтобы с пользой для себя провести свободное время, пока родители на работе. Спустя два года Геннадию Георгиевичу дали начальные классы, а позже доверили заведовать учебной частью. С 1987 по 1988 годы отработал завучем, пока не отошел от дел Рафаэль Андреевич Юсупов, директор школы,  и он возглавил коллектив.

За четыре года работы директором Геннадий Георгиевич понял, что руководство – это совсем не для него. Очень уж не хватало ему живой работы с детьми, хотя в то время количество учеников школы немногим не доходило до трехсот, но заботы директорские занимали все его время. Поэтому, как только в 1991 году появилась возможность сменить его на этом посту, он тут же вернулся в ряды учителей.

Теперь он преподавал географию и обществознание в старших классах, поскольку закончил заочно Волгоградский пединститут по этому направлению. Почему именно география? Да все тот же след из далекого детства, пример замечательной учительницы Нины Филипповны, открывшей в нем любовь к этому удивительному предмету.

Примечательно то, что Геннадий Георгиевич не только всю жизнь давал знания детям, но и учился сам – свой последний диплом он получил в 48 лет, закончив Волгоградский институт марксизма-ленинизма по специальности «учитель истории и обществознания». С удовольствием участвовал в учебах и курсах, посещал открытые уроки по обмену опытом, занимался самообразованием. Ведь, как говорит он сам, учитель должен обладать гибким умом и всегда идти в ногу со временем, не пасуя перед стремительным ростом технического прогресса. На уровне уверенного пользователя освоил компьютер, многому учился не только у коллег, но и у своих учеников.

Его общий учительский стаж, не считая четырех лет службы в армии, составляет ровно 40 лет, за которые он заработал заслуженные награды – Грамоту Министерства образования и звание Почетного учителя Октябрьского района. 28 из этих лет он вел географию и обществознание, немного историю. И не только уроки – сколько было пройдено походов, проведено вечеров и тематических мероприятий, уже не сосчитать. Как и количество учеников, прошедших через добрые, чуткие руки учителя. И пусть Геннадий Георгиевич уже четыре года как на заслуженном отдыхе, для его учеников он всегда будет важной частью воспоминаний о счастливых школьных годах.

Оказавшись вне школьных стен, он ненадолго почувствовал себя некомфортно. Вся его жизнь была связана со школой, хотя в последнее время из-за проблем со зрением ему все труднее давалась прежде такая любимая проверка тетрадей, да и в целом здоровье начало подводить. Однако было в его жизни и многое другое – огород и цветущий сад, который уже давно был всецело на его плечах, да и большое хозяйство, а также любимые домашние хлопоты. Они-то и заняли его время.

Геннадий Георгиевич всегда любил, и с ранних лет умел хорошо и вкусно готовить. Любит печь, причем не просто банальные пышки,  но и булочки, и коржики, и даже настоящие торты, ничуть не хуже, чем у профессиональных мастериц! Это увлечение у него с детских лет – его мама-повар с ранних лет привлекала его к помощи в готовке, и к пятнадцати он уже умел буквально все.

А еще до недавнего времени с удовольствием вязал крючком, например, теплые, уютные «чуни», полуноски, полуследки. Этому он научился у своей бабушки тоже в детстве. Сидел с ней долгими зимними вечерами, наблюдая за ее филигранной работой, и однажды так увлекся, что добился мастерства, даже детей учил этому в продленке. И это опять-таки не все – нравилось ему и шить на машинке! Говорит, в его доме нет купленного постельного белья, а все потому, что ему было очень интересно создавать его самому, применяя различные техники шитья и обработки таких элементов, как, например, прорезь пододеяльника. Спорим, вы и не знали, как много есть различных способов сделать это?

Ничуть не хуже удается Геннадию Георгиевичу и закрутка. Варенье любых видов, компоты, овощная консервация – все в его власти. Да и сметанку-творожок-сыр делал, когда держал коров. Оставшееся молоко сдавал. Средний сын, Иван, живет с отцом,  помогает ему по хозяйству, а вот остальные далеко – Александр живет в Астрахани, а Екатерина в Мурманске. У Александра двое детей, Юра и Лада, у Кати – сын Илья. Видит «дальних» детей и внуков Геннадий Георгиевич нечасто, пару раз в год, но и эти встречи надолго наполняют его сердце теплом.

И все же, несмотря на множество дел по дому и хозяйству, он скучает по школе. Видимо, бывших учителей не бывает на свете.  Поэтому помогает ученикам осваивать учебную программу в свободное время, готовит к экзаменам.

Не удержалась, спросила:

– Как надо жить, чтобы не только все успевать, но и сохранять оптимизм и душевное равновесие, да еще и заражать ими окружающих?

– Вообще, нужно во всем и всегда оставаться человеком, – задумавшись, ответил Геннадий Георгиевич. – Настоящий человек – не предаст, не подведет, в нужную минуту придет на помощь. И вообще, относиться к людям так, как ты сам хотел бы, чтобы относились к тебе. Это про оптимизм. Ну, а про все успевать – тут все проще. Нужно взять за правило: никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. А еще лучше – стараться сделать сегодня то, что можно сделать завтра. Если стараться – все обязательно получится!..

07.06.2023г.