Фотокорр – на всю жизнь
19 августа все причастные отмечали интересный праздник – Всемирный день фотографии. Сейчас к числу причастных может причислить себя каждый, имеющий в руках смартфон с неплохой камерой, ведь и с его помощью можно создавать замечательные фотографии. Однако еще три десятка лет назад фотографом мог стать далеко не каждый, ведь для этого, помимо самого фотоаппарата и пленки к нему необходимо было иметь фотоувеличитель и знания по составлению растворов проявителя и закрепителя. Да и сами фото тогда были штучным товаром, как и фотографы…
Это сейчас ты сам можешь снять друзей на телефон, и даже сделать подряд несколько дублей, чтобы выбрать из них лучший, а в те времена, поскольку количество кадров было ограничено размером пленки, в дело в основном вступали профессионалы. Да, были и у простых любителей фотодела домашние «Зениты» или «Смены», и дома у них то и дело происходило волшебство, когда при свете красной лампы в ванной, чтобы не засветить пленку и бумагу, в плоских чашах с проявителем проступали очертания будущего фото… Так увлекался фотографией мой папа, и потому в нашем семейном архиве очень много старых, непрофессиональных, но очень любимых, наполненных светом и особым теплом фотоснимков.
Но у большинства людей такого не было, и для того, чтобы пополнить фотоальбом новым снимком, им приходилось обращаться в фотоателье. Такое фотоателье было и при быткомбинате в поселке Октябрьский. Именно там начинался трудовой путь нашего коллеги, одного из фотокорреспондентов газеты «Придонские вести» (тогда «Путь Октября»), которая в этом году отметила девяностолетний юбилей.
Сергей Пономарев со школьной скамьи мечтал о романтических буднях дальнобойщика. Эта профессия представлялась ему полной жизни и разнообразных событий. Однако по здоровью эта работа ему не подходила, и после школы он долго думал, куда пойти учиться. Однажды ему предложили место фотографа в быткомбинате, если он выучится на фотодело. Была не была. Сергей поступил в волгоградское ПТУ, где обучали всем профессиям бытового сервиса, и через год, с дипломом профессионального фотографа, пришел устраиваться на работу. Начинались непростые девяностые…
В быткомбинате он успел поработать с уже известным на весь район фотографом Михаилом Емельяновым, «набить руку» и проверить на практике знания, полученные в училище. Однако платили немного, да и проблемы у быткомбината, который вскоре прекратит свое существование, уже начались. Сергей устраивается в редакцию газеты, приходит на смену маститому фотографу Геннадию Белашову, много лет отдавшему работе в редакции.
Работу фотокором в газете Сергей до сих пор вспоминает с теплом. Он был тогда молод и полон надежд на будущее. Команду корреспондентов встречали в любом населенном пункте района с радушием, а если приезжал Юрий Федорович Туроверов – даже с почестями. По воспоминаниям Сергея, Юрий Федорович был настоящим мастером своего дела, его перо было острым, а слово точным и ярким.
В задачу Сергея входило обеспечить журналиста в командировке фотокадрами, и дело это было непростое. Люди того времени, не привыкшие ни к славе, ни даже просто к фотографированию, стеснялись и часто отказывались позировать. Ах, как жалел фотограф тогда, что нет возможности вести «скрытую» съемку – снимать издалека, с большим «зумом», в процессе работы или разговора с журналистом! Ведь самые лучшие снимки, по его опыту, получались тогда, когда человек не отвлекался на камеру.
Однако такую съемку не позволяла техника. Если в быткомбинате ему довелось иметь дело с фотоаппаратом «Киев», с широкоугольным объективом и высоким качеством «картинки», то в редакции был «Зенит». Фотоаппарат неплохой, в опытных руках позволявший сделать хорошие фотографии, но желания Сергея выполнить не мог. Приходилось справляться иными способами – находить подход к людям, располагать их к себе, выстраивая грамотный кадр, чтобы они могли расслабиться и хорошо получиться на фото.
– Это была очень интересная работа, – вспоминает Сергей. – Живая, насыщенная самыми разными событиями. Ежедневные командировки, встречи с разными людьми, интересные истории из жизни земляков, которые звучали в каждой поездке. Да и работа с фотоаппаратом не была рутинной. Каждый снимок требовал собственных настроек. В зависимости от погоды и освещенности объекта, в зависимости от поставленной задачи, работаешь с выдержкой и светочувствительностью; а при помощи диафрагмы можно было размывать задний фон, либо больше, либо меньше. Все вводные менялись ежесекундно, оттого было так важно уметь на ходу перестроиться, чтобы выдать снимки одного качества на выходе. А печать фото? Это же по-настоящему волшебный процесс! Фотоувеличитель переносил изображение на бумагу, которая оставалась белой до момента погружения ее в проявитель. Здесь уже было важно не передержать, вовремя отправить в раствор закрепителя, чтобы остановить процесс проявления. Я себя в минуты подготовки к печати чувствовал алхимиком. Приходилось делать растворы самому, по специальным рецептам, из различных химических веществ! Все это, и фотоувеличитель, и тетрадь с рецептами до сих пор лежат у меня, может, когда-нибудь отдам в музей…
Да, ни вошедшие в обиход позже «мыльницы», ни современные камеры смартфонов не могут встать в один ряд с тем поколением фотоаппаратов по сложности по-настоящему творческого процесса создания фотоснимков. Дочери Сергея, Виктория и Анастасия, с раннего детства видели то, о чем другие даже не догадываются – волшебство при красном свете. И хоть теперь это уже в прошлом, они все же взяли у своего отца главный навык – умение грамотно выстроить кадр при фотографировании. Ведь даже это умеет не каждый, но своих дочерей Сергей Юрьевич научил еще в детстве.
В редакции он отработал десять лет. С началом нового века пробовал себя в разных стезях, даже работал вахтовым методом, но в результате сумел воплотить в жизнь свою давнюю мечту – правда, не совсем «дальнобой», но грузоперевозки на собственном транспорте в качестве «самозанятого». Квартирные перевозки и все такое. Случаются и довольно далекие «командировки» с грузом, в ходе которых он снова вспоминает свою молодость в редакции:
– Фотокорреспондент во мне поселился навсегда. Еду и вижу проблемы, например, или красоту природы, которой хочется поделиться с другими людьми. Обязательно останавливаюсь и фотографирую. Или на рыбалке – такая красота вокруг, просто дух захватывает! И первым делом – за телефон! Надо снять на память об этом дне…
Вот так однажды выбранная профессия стала частью жизни навсегда. А это значит, что выбор был хоть и случайным, а все же правильным…
Анна Фильченко
26.08.2025г.