Дороги жизни ветерана

Мы сегодня хотим вспомнить добрым словом нашего ветерана Великой Отечественной войны Михаила Георгиевича Фадеева, его военные, трудовые, жизненные дороги.

Он родился в с. Громославка 20 ноября 1926 года. Единственный сын своих родителей, он рос так же, как все мальчишки того времени: резвился на свежем воздухе, помогал по хозяйству, ходил в школу. Он любил ходить в школу – там преподавали, как ему казалось, самые лучшие учителя, которых он до последних лет жизни помнил по именам. Семилетнее обучение закончилось для него в 1941 году, а через месяц страшная весть всколыхнула селян: фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вскоре на фронт забрали всех способных воевать мужчин. Ушли на войну и любимые им школьные учителя, которым уже не суждено было вернуться живыми в родное село.

Михаилу в то время шел всего лишь пятнадцатый год. Ему, как и остальным детям, пришлось заботиться об урожае, который вышел в 41­-ом очень хорошим. Вот только убирать его было некому. В дело вступили старики, женщины и дети. В то время в их селе была хорошая, большая мельница и маслобойня. Безостановочно производили они муку для хлеба и горчичное масло, чтобы кормить армию. Михаил с друзьями помогал на мельнице. Летом 1942 года наши отходящие части взорвали и мельницу и мосты, чтобы удержать противника. Но удержать не удалось. Немцы стояли в селе до ноября – за это время многие селяне лишились скота и птицы, жили в голоде и страхе за свое будущее. Когда советские войска, перешедшие в наступление, погнали врага в сторону Сталинграда, жизнь в селе стала постепенно налаживаться. В 43-­м активно восстанавливался колхоз, поднимались МТС. Девушки осваивали трактора, парни получали водительские права. В группу новоявленных шоферов попал и Михаил. Но поработать на родной земле удалось недолго – во второй половине года под призыв попали и рожденные в 1926 году. Михаил Георгиевич был направлен в учебный полк в Орджоникидзе. Быстро курсантов обучили тонкостям управления импортных автомобилей и посадили за руль. Ему достался «Студебеккер», на котором и началась его «фронтовая дорога». Он начал воевать в Польше, на рубежах 4-­го Украинского фронта. Уже в составе 253-­го горно-вьючного минометного полка автобронетанковой части возил боеприпасы на передовую в Карпатах.

– Там было очень сложно, – вспоминал он. – Дорог нет, ездили с приглушенными фарами, потому что в горах прятались вражеские разведчики. – До сих пор не понимаю, как я остался жив под обстрелами, ведь днем нельзя было даже высунуться. Прячась за скалами, дожидались темноты, везли на передовую мины, снаряды, все, что нужно в бою, а назад – снова в потемках – забирали и увозили раненых и убитых с поля боя. Как и в начале вой­ны, так и в это время никого не бросали, старались всех вывезти, оказать помощь раненым и захоронить убитых товарищей.

После Карпат его полк был переброшен в Венгрию, затем в Германию, на Моравско­-Остравское направление, в Судетскую область Чехии. За всю войну Михаил Георгиевич не был ранен, лишь контужен, но перенес контузию довольно быстро и снова вернулся в строй. Его первой наградой стала медаль «За отвагу», полученная за то, что храбрый водитель под шквальным огнем доставил в полк пришедших с задания и собравших ценную информацию о противнике разведчиков. Потом были и другие награды: орден Отечественной войны, медаль «За боевые заслуги» и медаль «За взятие Будапешта».

Весть о капитуляции фашистской Германии настигла Михаила Георгиевича в Праге. Радости его и однополчан не было предела! Однако поступило указание: военнослужащим с 23­-го по 26­-й год рождения остаться на службе в армии на положенный срок. Поэтому «армейская дорога» завершилась только в 1951 году. Вернувшись домой, он начал строить новую, мирную жизнь. Успел поработать и в родном колхозе, и в областном центре, но всегда его «трудовая дорога» была связана с автотранспортом. В 1963 году, когда поселок Октябрьский был еще совсем молодым и только обзаводился инфраструктурой, а Михаил Георгиевич трудился в 84-­й автобазе главным инженером, областное руководство направило его в развивающийся поселок строить автохозяйство. Так «дорога жизни» привела его в наши края на год, а оставила навсегда. В Октябрьском он построил не только автопассажирское хозяйство, в котором долго работал главным инженером, но и дом своим родителям, и создал собственную семью. С женой Светланой у них родились сын Игорь и дочь Наталья. Сын всю жизнь прожил рядом с родителями, а дочь уже давно живет на Кипре. На сегодняшний день у Михаила Георгиевича трое внуков и семеро правнуков, которые очень гордятся своим героическим дедом! Отойдя от дел в 80­-х годах, Михаил Георгиевич продолжил «дорогу активности»: встречался со школьниками и участвовал в патриотических мероприятиях, передавая эстафету памяти молодому поколению, являясь одним из живых свидетелей страшных событий времен Великой Отечественной войны. Он ушел из жизни в 97 лет. Несмотря на возраст, до последнего сохранял силу духа, светлую голову и ясную память, оставался, как и подобает воину, «в строю».

 

Семья Фадеевых.

14.06.2025г.