Дело было в разведке
Сергей Иванович Рыбников смотрит все фильмы про Афганистан. Вернее, про афганскую войну, которая в годы армейской службы испытывала его, как и многих наших соотечественников, на прочность. Смотрит не со стороны, а как бы изнутри, безошибочно отделяя «истину от плевел». Некоторые из них он может пересматривать много раз, а те, где реальная жизнь сильно отличается от «киношно-телевизионной», категорично называет сказкой. Имеет право: сам все видел – знает.
Время призыва юноши из хутора Молокановский выпало на осень 1980 года. Город Витебск, как обычно – карантин, и сразу отправка в Туркестанский военный округ. Пейзаж горно-учебного центра недалеко от Ашхабада был очень непривычен после волгоградского степного раздолья: горы вокруг да сопки, сопки да горы.
«Вот на этих сопках и стали мы обучаться военному делу, – вспоминая события почти 30-летней давности, Сергей Иванович добавляет, что усиленные тренировки позже очень пригодились. – Майор – наш командир – гонял солдат нещадно, но и сам бегал вместе с нами. Хотя и крепких ребят, спортивных подобрали, нелегко было всем. Никто не скрывал, что служба предстоит серьезная».
Время в «учебке» пролетело быстро. Февраль. Ночь. Подъем по тревоге: в Афганистане дивизия понесла боевые потери, наши ждут помощи. Дорога из мира на войну заняла совсем немного времени. Самолет со 170 солдатами на борту аэродром Кабула не принял – сильный обстрел. Разворот на Кандагар – та же история. Наконец сели в Шинданде. «Урал» под охраной двух БТР доставил прилетевших в Лашкаргах.
Военные действия велись интенсивные. Разведроту 371-го мотострелкового полка, где служил наш земляк, перебросили под Шинданд. Первый боевой опыт, первые потери, первые боевые награды. Здесь молокановский юноша услышал чужую речь, резкое эхо взрывов и реальную команду «К бою!», здесь довелось смотреть на мир сквозь оружейный прицел.
Неспокойные ночи у разведки, обманчива тишина. Пару месяцев было страшно, но со временем, по словам Сергея Ивановича, к опасности привыкли. Несмотря на трудности, он говорит, что со службой повезло. Везение заключалось в командирах. «Хотя многие из них и были-то чуть старше нас, но молодежь берегли, зря не бросали в пекло, – отмечает он. – А после уже мы берегли молодых солдат. Это передавалось и было как закон. Поэтому зачастую, и от этого осознания особенно горько, погибали-то ребята перед «дембелем»: сами шли вперед, берегли неопытных».
Особенно запомнились разведдозоры под Луркохом. Это особо укрепленный район, база с оружием, боеприпасами и продовольствием южнее Шинданда. Созданную самой природой крепость – непроходимое нагромождение скал облюбовали моджахеды. Подступы заминировали. «Раза четыре брали Луркох, очень укрепленное место, – вспоминает Сергей Иванович. – Там была тюрьма и госпиталь. А местность сами знаете, какая: одни ущелья, и каждое таит угрозу. В одно заходим, а «духи» в других «растворяются» и, стоит войскам уйти, возвращаются снова. В некоторые нельзя было даже войти: каждый камень был пристрелян». Хитрый был противник, обучен, в горах себя чувствовал уверенно. Поэтому продумывали каждый шаг – сила без мысли ведет к проигрышу.
Но все-таки попала рота в окружение, такое на войне бывает. Три дня выходили, но удача любит смелых, все обошлось. Здесь наш земляк спас офицера с высоким званием. Следуя интуиции или нет, рванулся и прикрыл от огня. Много оружия тогда захватили: две пушки безоткатных, автоматы. Командир роты получил звание Герой Советского Союза, а разведчику Сергею Рыбникову вручили медаль «За отвагу» – высшую награду рядового состава. Он первый награжденный из воинов-интернационалистов Октябрьского района. За время службы, по словам Сергея Ивановича, 90% его разведроты награждено орденами и медалями.
Воевал, сидел в засадах, друзей терял, нарвавшись на мины в Панджшере – немало было подчас и трагичных эпизодов за долгие 19 месяцев службы. Но Бог хранил нашего земляка! «Нас из Молокановки 5 человек в Афгане служили, – говорит Сергей Иванович. – Николай Узлов, Алексей Бабкин, Валентин Ковальчук. Открыл дорогу Юрий Кастрыкин, он первый туда ушел. И все вернулись!»
Отбегал свой срок по горным склонам и вернулся домой замкомвзвода сержант Рыбников. Помнит до мелочей долгие дороги Афганистана. Не менее долгим был путь до встречи с сослуживцами. Советский Союз распался, но чувство товарищества оказалось сильнее, искали разведчики друг друга по соцсетям. Как же здорово, что в 2008 году большая часть нашлась! И теперь ежегодно в мае солдаты и офицеры 5-й Зимновиковской дивизии, те, кто воевал в песках и каньонах Афганистана, собираются на Поклонной горе в Москве. С любым из них Сергей Иванович снова готов идти в разведку. И сослуживцы знают: он не подведет!
Знают его только с положительной стороны и земляки. Вот как о Сергее Ивановиче написала Е.Подрезова из х.Ильмень-Суворовский, где нынче он живет с семьей:
«Он, как и прежде, наш односельчанин,
Прекрасный семьянин, отец и дед.
И до сих пор тот жизненный экзамен,
Войны жестокой, страшной помнит след».
Елена Кравченко.