90 лет – не предел
В Октябрьском районе живет много людей, которые были переселены на наши степные земли из зоны затопления Верхне-Курмоярского района. И сегодня в рубрике «Какие наши годы!» мы расскажем историю нашего земляка из тех краев, и история эта 30 января насчитала целых 90 лет!
Леонид Дмитриевич Бондаренко родился в 1936 году в х.Старо-Нагавский Верхне-Курмоярского района. Кроме него в семье было еще двое мальчишек: Александр и Сергей. Ему было всего пять лет, когда началась Великая Отечественная война, и шесть – когда враг пришел на нашу землю. Ушел на фронт отец троих мальчишек, Дмитрий Петрович Бондаренко. Воевал недолго, но в самой гуще сражений пуля, прошившая навылет, повредила сухожилия и повесила плетью правую руку. Из-за этого, после долгого лечения в госпитале, ему пришлось отправиться домой, лишившись возможности продолжать бороться за освобождение Родины.
Воспоминаний о войне в памяти тогда еще совсем крошки Леонида немного: лишь однажды через их хутор прошла колонна немцев в черных мундирах. Эсэсовцы, – сделали вывод жители. В остальном же, можно сказать, ему и его землякам повезло – в их хуторе было тихо и спокойно, жесточайшие боестолкновения, в которых земля окрашивалась кровью русских солдат, стоявших насмерть за Сталинградские рубежи, обошли их землю стороной. Был у них староста, да полицай в помощниках, вот и все напоминание о пришедших на плодородную Донскую землю немецко-фашистских захватчиках. Лишь иногда доносились издалека звуки стрельбы…
Однако когда фашисты отступали после разгрома под Сталинградом, сгребали в плен всех, кто мог пригодиться. В плену был, несмотря на инвалидность, и Дмитрий Петрович. Сначала попал в транзитный концентрационный лагерь неподалеку от г.Котельниково, потом был переправлен в Германию. Лишь после того, как отгремела Великая Победа, в 1945-ом, отец вернулся домой.
Голод военных и послевоенных лет, разруха, затем восстановление страны – все это семья Бондаренко переживала вместе со всеми жителями нашей необъятной Родины. В начале 50-х, в ходе строительства Волго-Донского канала и Цимлянского водохранилища, были затоплены некоторые села и хутора Верхне-Курмоярского района по левому берегу реки Дон. Во время переселения Бондаренко обосновались в х.Заливский.
Уже там Леонид закончил семилетку и по совету отца направился на учебу в ст. Константиновка Ростовской области, где у них жили родственники и располагался зоотехникум. В 50-х ветеринарное и зоотехническое образование получали многие юноши и девушки, это была очень востребованная в условиях восстановления и развития сельского народного хозяйства профессия. В 1957 году новоявленный зоотехник получил диплом и отправился по распределению на свое первое место работы, в Нижне-Чирский колхоз им.Калинина.
Причем, уже не один – судьбу свою нашел на «студенческой скамье». За одной партой на занятиях в техникуме довелось ему сидеть с очаровательной девушкой Валентиной, которую вскоре повел «под венец», получив благословение от своей же классной руководительницы. Уже в 1958-ом, еще в бытность семьи Бондаренко в Нижнем Чиру, родилась у молодых первая дочь – Таисия.
Отработав положенные два года, Леонид с семьей вернулся в ставший родным х.Заливский. Туда же по зову отца возвратились и старшие братья. В Заливском отделении совхоза «Цимлянский» Леонид Дмитриевич занял место зоотехника и приступил к работе. В его ведении было сразу четыре гурта КРС по двести голов. Освоившись, начал внедрять полученные в техникуме знания по искусственному осеменению коров. Тогда такого опыта хозяйства не имели, а процедура эта позволяла значительно повысить процент отела.
Создали собственный пункт искусственного осеменения, закупили нескольких быков-производителей симментальской породы, и начались у зоотехника разъезды по молочно-товарным фермам. Помимо Заливской, еще и Чиковская (два гурта), и Водянская. Всех нужно осматривать, контролировать их состояние и выявлять периоды «охоты», когда осеменение будет максимально эффективным.
В те времена в хозяйствах чаще всего была лишь одна машина, и та – у председателя. А расстояния между фермами такие, что ногами не пройдешь, и проводить процедуру нужно и утром, и вечером, круглый год. Пришлось зоотехнику запрягать лошадь. Летом двуколка, зимой – сани.

Целый год работал один, а потом руководство районной ветслужбы добавило ему еще и Аксайскую, и Ромашкинскую фермы, а заодно и выделило бортовую машину-вездеход. Обучили профессиональному выполнению процедуры по одному специалисту на местах, и теперь уже Леонид Дмитриевич занимался сбором и подготовкой семенного материала на своем пункте и развозкой его в деревянных «термосах» по фермам. Заодно и контролировал использование правильной технологии осеменения. Иногда подменял специалистов, работая почти без выходных.
Позже Леонида Дмитриевича поставили заведующим МТФ Заливского отделения совхоза. Ферма была очень большая – 28 доярок, 12 телятниц и 18 скотников управлялись с огромным крупнорогатым хозяйством.
В 1962 году по семейным обстоятельствам семья Бондаренко перебралась в Белую Калитву, на родину Валентины Никитичны. Опытный зоотехник пригодился и там, его охотно приняли в колхоз «Восход». Уже там, в 1964-м, у Бондаренко родились близнецы Марина и Дмитрий, на радость не только родителям, но и старшей сестре. Вернулись назад, в Заливы, спустя 12 лет, когда близнецам исполнилось десять. И вновь жизнь покатилась по накатанным прежде рельсам.
Работа, когда-то выбранная для него отцом, Леониду Дмитриевичу очень нравилась. Обращались к нему и земляки, хозяева домашних коровок-кормилиц, никому не отказывал. Почти 40 лет общего трудового стажа за его плечами, и ни разу за эти годы не пришлось пожалеть о сделанном выборе. На пенсию ушел в 1996 году, как раз тогда, когда покатилась под откос вся прежняя жизнь страны. Совхозы и колхозы начали разваливаться, животноводство распродаваться и уходить «под нож».
Несмотря на большую занятость, была у Леонида Дмитриевича и одна душевная слабость. Он не был никогда ни рыбаком, ни охотником, но всегда находил время для песни. Ведь он настоящий казак, а как в песне поется: «Казак без веры – не казак!», но и без песни – не казак тоже. Так что с самого детства в жизни нашего героя было место и для веры, и для песни казачьей.
Вместе с супругой Валентиной он всегда, где бы ни жил в этот момент, участвовал в художественной самодеятельности, пел в народных коллективах, участвовал в фестивалях и конкурсах. Да и дома то и дело звучали песни, подхватываемые не только домочадцами, но и соседями…
В 2008 году Леонид Дмитриевич овдовел. К этому времени дети уже выросли, «обросли» супругами и детьми, нужно было жить для них. Уже в солидном возрасте, в 76 лет, стал строить новую семью с Марией Михайловной Корнеевой, тоже казачкой, только родом из х. Новоаксайский. Теперь уже поет вместе с ней, потихоньку ведя небольшое хозяйство, обихаживая двор и огород в х. Антонов.

Наш герой – богатый дедушка и даже прадед. Да-да, у него уже пять внуков и шестеро правнуков! Все они не забывают Леонида Дмитриевича, регулярно навещают, помогают во всем, поддерживают, любят. Как и дети и внуки Марии Михайловны.
Несмотря на свой возраст, он по-прежнему водит машину. Старенькая «пятерка», надежная классика, которой уже лет сорок, все еще не подводит его, когда нужно съездить в магазин неподалеку. Далеко выезжать не решается, говорит, что не хочет, чтобы его, как обычно стариков, ругали остальные водители. Мол, плетешься, не даешь нам, спешащим, скорее мчаться по своим делам. Говорит и смеется, совсем молодо сверкая глазами.
А ведь возраст у него и правда внушительный – 30 января у Леонида Дмитриевича большой, красивый юбилей. 90 лет от роду. И если не знать этого, ни за что не подумаешь!
Дай вам Бог еще здоровья и жизни, на радость родным и близким!

Анна Фильченко.
30.01.2026г.





