От мечты до выставки

Алексея Петровича Бабичева октябрьцы знают, в первую очередь, как активного участника поискового движения; и газета не однажды об этом писала. Сегодня же он выступает в необычном амплуа.

Казалось бы, человек, отдающий много времени поисковой работе, увлекающийся историей родного края, и вдруг: гончарный круг, плошки­миски. «Так это занятие и берет начало из глубины веков, – объясняет Алексей, – ведь гончарным ремеслом традиционно занимались еще наши далекие предки. Да и на моей памяти при кирпичном заводе работал керамический цех. А мы в детстве ходили в походы, искали в карьере синюю глину – она более эластична и податлива, лепили различные предметы и даже пытались обжигать в пламени костра. Всерьез же мысль о возрождении традиций гончарного дела пришла давно, где­то после службы в армии».

Не один год прошел от мечты до персональной выставки под названием «Жутовская керамика», которая в эти дни проходит в районном музее и где мы встретились с мастером дел гончарных. Если быть точнее, пристально этим делом Алексей занимается третий год. Упорно, даже, можно сказать, настырно все это время идет к результату. И он налицо: вниманию посетителей музея представлено несколько десятков изделий. Чем выставка запомнится тем, кто ее посмотрит? Несомненно, это будут настенные панно с пейзажами местной природы. К примеру, как вам такое решение: хутор Ильмень­Суворовский в вечернее время или речной мотив «Утро на Аксае»? Интерес вызовут и расписные детские свистульки в виде различных представителей фауны, а также сосуды под сухоцветы, другие изделия обихода. Внимание привлекут чашки для чая, украшенные орнаментом, который, кстати, Алексей выполняет сам, и это весьма удивительно: ведь ранее особых художественных способностей он за собой не замечал. Но, в первую очередь, не художественным вкусом автор объясняет это явление. Главный мотив и двигатель, по его словам, – «любовь к истории и Родине». Простота и лаконичность в главной цели: заявить не о себе лично, а создать что­то особенное и самобытное, прославив тем самым родной край. Ну, что же, ведь и такие традиционные промыслы, как павлопосадские платки, гжель и хохлома тоже с чего­то начинались.

Гончаром себя наш земляк пока не называет. «Я только учусь», – говорит он, показывая первые горшочки, изготовленные еще на ножном гончарном круге, который, кстати, он сделал сам по чертежам и материалам из Интернета и который уже заменен электрическим. Первый блин, вопреки поговорке, не оказался комом. Хотя простое на первый взгляд занятие, на деле – гораздо сложнее. Чтобы заняться гончарным делом, нужна хорошая подготовка, знание технологического процесса, наличие материала – глина, она ведь только для непосвященного человека вся одинакова. Алексей увлеченно рассказывает о разных ее видах и состояниях, о таком необычном способе работы, как молочение – вымачивание керамики в молоке для придания ей  водоотталкивающих свойств. То и дело обращаясь к музейным экспонатам: мискам и канфарам, кувшинам и амфорам, –  свидетелям периода среднесарматской культуры, изготовленным во 2 веке до н.э., он выдает массу информации по истории гончарного ремесла. И это, действительно, интересно.

А может, уже пора расширять аудиторию зрителей? В формате передвижной выставки, к примеру, для сельских Домов культуры? А, может, творческий мастер­класс организовать? 

Елена Кравченко.

 

22.01.2021г.