Наш земляк. Наш герой. Наш защитник

Герой нашей рубрики сегодня – водитель, который впервые сел за баранку грузового автомобиля почти 80 лет назад. На его жизненном пути встречалось множество дорог, среди которых были и полевые, и фронтовые, и даже начальственные, а самая главная из них, дорога жизни, достигла сегодня юбилейной отметки – 95 лет с момента отправления…

Михаил Георгиевич Фадеев родился в с.Громославка 20 ноября 1926 года. Единственный сын своих родителей, он рос так же, как все мальчишки того времени – резвился на свежем воздухе, помогал по хозяйству, ходил в школу. Тогда в Громославке была собственная неполная средняя школа, в которую приходили не только местные мальчишки и девчонки, но и школьники со всей округи, закончившие четырехлетку.

Михаил любил ходить в школу – там преподавали, как ему казалось, самые лучшие учителя, которых он до сих пор помнит по именам. Семилетнее обучение закончилось для него в 1941 году, а через месяц страшная весть всколыхнула селян: фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вскоре на фронт забрали всех способных воевать мужчин. Ушли на войну и любимые Михаилом школьные учителя, которым уже не суждено было вернуться живыми в родное село.

Нашему герою в то время шел всего лишь пятнадцатый год. Ему, как и остальным детям, пришлось заботиться об урожае, который вышел в том страшном 41-ом очень хорошим. Вот только убирать его было некому. В дело вступили старики, женщины и дети. В то время в их селе была хорошая, большая мельница и маслобойня. Безостановочно производили они муку для хлеба и горчичное масло, чтобы кормить армию. Михаил с друзьями помогал старикам на мельнице.

Летом 1942 года наши отходящие части взорвали и мельницу и мосты, чтобы удержать противника. Но удержать не удалось. Немцы стояли в селе до ноября – за это время многие селяне лишились скота и птицы, жили в голоде и страхе за свое будущее.

Когда советские войска, перешедшие в наступление, погнали врага в сторону Сталинграда, жизнь в селе стала постепенно налаживаться. В 43-ем активно восстанавливался колхоз, поднимались МТС. Девушки осваивали трактора, парни получали водительские права. В группу новоявленных шоферов попал и Михаил. Но поработать на родной земле удалось недолго – во второй половине года под призыв попали и рожденные в 1926 году, то есть те, кому еще не исполнилось 18 лет.

Михаил был направлен в учебный полк в г.Орджоникидзе. Курсантов быстро обучили тонкостям управления импортных автомобилей и посадили за руль. Нашему герою достался Studebaker, на котором и началась его «фронтовая дорога». Боец Красной Армии Михаил Фадеев начал воевать в Польше, на рубежах 4­-го Украинского фронта. Уже в составе 253-го горно-вьючного минометного полка авто-бронетанковой части возил боеприпасы на передовую в Карпатах.

- Там было очень сложно… Дорог нет, ездили с приглушенными фарами, потому что в горах прятались вражеские разведчики. До сих пор не понимаю, как я остался жив, ведь под обстрелами доставляли необходимое... – вспоминает Михаил Георгиевич. – Днем нельзя было высунуться. Прячась за скалами, дожидались темноты, везли на передовую мины, снаряды, все, что нужно в бою, а назад – снова в потемках – забирали и увозили раненых и убитых с поля боя.  Куда же их – в это время уже так, как в начале войны, на полях не бросали, старались всех вывезти, оказать помощь раненым и хотя бы как-то захоронить убитых товарищей…

После Карпат его полк был переброшен в Венгрию, на равнину, где было проще воевать, затем в Германию, на Моравско-Остравское направление, в Судетскую область Чехии. За всю войну Михаил Георгиевич не был ранен, лишь контужен однажды, но пережил контузию довольно быстро и снова вернулся в строй. Его первой наградой стала медаль «За отвагу», полученная за то, что храбрый водитель под шквальным огнем доставил в полк пришедших с задания и собравших ценную информацию о противнике разведчиков. Потом были и другие награды – орден Отечественной войны, медаль «За боевые заслуги» и медаль «За взятие Будапешта».

Весть о капитуляции фашистской Германии настигла Михаила Георгиевича в Праге. Радости его и однополчан не было предела! Однако домой после окончания войны вернулись не все. Поступило указание военнослужащим 23-его, 24-ого, 25-го и 26-го годов рождения остаться на службе в армии на положенный срок. Таким образом, «армейская дорога» нашего героя завершилась только в 1951 году…

Вернувшись домой, Михаил начал строить свою новую, мирную жизнь. Успел поработать во многих местах, и в родном колхозе, и в областном центре, но всегда его «трудовая дорога» была связана с автотранспортом. В 1963 году, когда поселок Октябрьский был еще совсем молодым и только обзаводился инфраструктурой, а наш герой трудился в 84-ой автобазе главным инженером, областное руководство направило его в развивающийся поселок, с целью построить там автохозяйство. Так «дорога жизни» привела его в наши края на год, а оставила навсегда.

В Октябрьском он построил не только автопассажирское хозяйство, в котором долго работал главным инженером, но и дом своим родителям, и создал собственную семью. В браке с женой Светланой у них родились сын Игорь и дочь Наталья. Сын всю жизнь прожил рядом с родителями, а дочь уже давно живет на Кипре. На сегодняшний день у Михаила Георгиевича трое внуков и шестеро правнуков, которые очень гордятся своим героическим дедом.

Отойдя от дел в 80-ых годах, он продолжил «дорогу активности» – встречался со школьниками и участвовал в патриотических мероприятиях, передавая эстафету памяти будущим поколениям, являясь одним из живых свидетелей страшных событий времен Великой Отечественной войны. Таких свидетелей с каждым годом становится все меньше, в районе он остался один. 20 ноября Михаил Георгиевич отметил свой 95-ый день рождения. Несмотря на возраст, он по-прежнему сохраняет силу духа, светлую голову и ясную память, оставаясь «в строю».

Мы, его потомки и земляки, от всего сердца поздравляем его с этим славным юбилеем и желаем ему здоровья и любви близких, и еще более долгих лет жизни! С днем рождения, наш дорогой Защитник! 

Анна Данилова.

25.11.2021г.