Испытание горами

По уже сложившейся традиции, в середине августа,  с 10  по 17, октябрьские туристы отправляются в спортивный поход первой категории сложности. В этом году он прошел по тропам горного Архыза Карачаево-­Черкесской Республики.

В составе группы, как всегда, подготовленные обучающиеся и выпускники детского объединения «Юные инструкторы школьного туризма» МКОУ ДО «Детско­-юношеский центр».  В числе опытных туристов Тимофей Алябьев и Игорь Дудошников, туристы, осваивающие основы пешеходного туризма – Анастасия Носачева, Милитина Кирсанова, Павел Носачев, Лев Капустин, Артем Макеев, Наталья Васильева, Максим Якущенко. Первый раз в поход отправились Евфросинья Алябьева и Виктор Алексеевич Еременко. Несмотря на очень сложный маршрут, на  протяжении всего похода в группе царила взаимовыручка, взаимопомощь и хорошее настроение!

Маршрут похода в этом году проходил по тропам высокогорья и начинался с поляны Таулу. В первый день похода мы преодолели 16 километров и покорили перевал Речепста (2900м).  Тропа к перевалу была затяжной и трудной. Горные хребты все больше и больше завораживали нас, но в то же время и пугали неизвестностью и своим могуществом. Первая ночевка на озере Перевальном, на высоте 2769 метров, оказалась настоящим испытанием не только физических качеств, но и силы духа. После ужина пошел дождь, потом град, усилился ветер, грозовые раскаты оглушали нас, лежащих неподвижно в палатках. Успокаивало то, что на этой поляне мы были не одни. В целом, на протяжении всего похода нам встречались туристы из разных уголков страны –  больше всего из Москвы, Питера, Тулы, Ростова и Краснодара. Встречались организованные группы, семьи, туристы-одиночки.

Следующий день нашей целью было дойти до озера Кяфар и остановиться там на ночевку. Тропа в горах хорошо протоптана и промаркирована синей краской, но постоянные спуски и подъемы по камням утомляют пешеходов. К озеру Кяфар мы подошли в 14.30 и на живописном берегу организовали обеденный привал. После обеда наша группа разделилась:  к тропе, которая идет на подъем к озеру Провальному, одни пошли вброд через горный ручей, а вторая группа направилась в обход по берегу озера. На тропе группа соединилась и успешно подошли к озеру Провальное. Это озеро находится на северном склоне хребта Абшира­-Ахуба, в километре от Кяфар. Образование этого озера произошло из-­за оседания поверхностных горных пород в подземные полости.

От Провального тропа ведет нас по горным массивам к перевалам Мынгвал (2848м), Агур (2970м)  и перевал Федосеева(2987м).

С перевала Федосеева радиально, без рюкзаков, посетили пик Динника (3173м). Это одна из лучших панорамных точек в долине реки Архыз. Эта вершина названа по имени Н.Я. Динника, первого ученого-исследователя природы Архыза и окрестностей. С вершины просматривается высокогорье Архыза, горные вершины за р. Марук и непосредственно Эльбрус.

В 15.00 начинаем спуск с перевала Федосеева. Спуск затяжной, вначале очень крутой и опасный, потом тропа переходит на более пологий склон. И вот мы у канатной дороги. Чтобы спуститься по «канатке», нужны деньги, поэтому мы решили пойти на спуск по Экологической тропе. Эта тропа оборудована специально для туристов местами отдыха, столами, лавками, вырубленными из стволов, старыми кострищами, местами для палаток. Спуск затянулся на три часа, это было очень утомительно. Спустились на проезжую дорогу, где нас ждала маршрутка. Следующий день – это дневка на поляне Таулу. Привести себя в порядок в автономных условиях очень непросто, для этого также необходимы навыки и умения. В итоге дневка прошла на ура! Была организована баня, праздничный ужин и, наконец, отдых.

Вторая часть похода началась 14 августа. Утром – подъем и сборы на маршрут. С утра начался дождь и продолжался почти весь пешеходный день.

Наш путь лежал к водопадам на реке Белой. От поляны до Белых водопадов мы прошли 15 километров, от водопадов до пограничной заставы – еще 5, и все время под дождем. На погранзаставе прошли проверку документов (нас даже похвалили за то, что есть такая активная молодежь, которая не только сидит за компьютерами, но и ходит в походы), оформили пропуски. Затем мы пошли по канатному мосту через реку Псыш.

Ощущения щекотливые: внизу бурный поток воды реки Псыш, и качающийся канатный мост заставил нас пройти очень осторожно и аккуратно, по одному.  После моста тропа ведет вдоль Псыша к домику туристов.  Мы прошли семь километров. Промокшие, уставшие, мы подошли к домику, но он был занят семьями с малыми детьми. И нам пришлось ставить палатки и устанавливать свой очаг из сырых веток и дров. И, тем не менее, благодаря мужской части нашей группы, были разведены костры, построены сушилки из веток. Оказывается, Тимофей – настоящий  мастер по изготовлению дакотских очагов. Эта разновидность очага названа в честь американских индейцев племени дакотов. Благодаря нашему знатоку мы вышли на маршрут в сухой одежде и с хорошо просохшим снаряжением.  Впереди наша цель – перевал Караджаш (2960м). По пути мы любовались озерами Кратерное и Кувшинковое. Пока тропа вилась по лесу, мы угощались лесными ягодами – малиной и ежевикой. Очень много встречали грибов.

На перевал Караджаш поднимались по камням, удерживаясь с помощью альпенштоков. Для преодоления горного маршрута необходима хорошая обувь с толстой подошвой и альпенштоки (походные палки).  С перевала Караджаш, мы, довольные своими успехами, начали спуск. И немного прошли поворот, сбились с тропы. Вышли на спуск по «живым» камням. Очень осторожно спускались по склону к озеру под названием «Сапожок».  У озера у нас было время только поставить палатки, и снова проливной дождь с грозой. После труднейшего перехода, да еще и под раскаты грома, все участники похода не могли сомкнуть глаза. Дождь лил  до самого утра. Утром собрали мокрые палатки, нашли тропу и вышли к Софийским озерам.

Вот где красота! Озера расположены на огромной высоте в горах, совсем неподалеку от горы София – известнейшей природной достопримечательности Архыза. Именно по этой причине водоемы носят общее название «Софийские». Согласно отзывам туристов, попасть к Софийским озерам не очень легко, однако маршрут стоит того. С гор открываются великолепные виды на окрестности, а на территории массива запросто можно устроить небольшой кемпинг. Подъем к Софийским озерам может занимать несколько часов, а после трудного пути туристов ждет неповторимый отдых на лоне природы рядом с самыми красивыми водоемами.

Через перевал Иркиз (2880 м) начался затяжной спуск по тропе, вначале очень крутой и опасной, после переходящий в более пологий склон. Затем мы шли по очень узкой тропе, которая огибала скалы, а внизу бурлил горный ручей. Благополучно спустились на Ледниковую ферму. Лев и Артем организовали горячий суп, чай, а в это время остальные участники посетили чудо природы – Софийские водопады.  Софийские водопады – это стремительный поток воды, обрушивающийся с горного склона горы София, второй по высоте в регионе (ее высота 3637 метров).

В 17.00 по дороге мы направились в сторону поляны Таулу. Уже поздно вечером, под светом фонариков, пришли на свой бивак. Организовали ужин и, наконец­-то, спокойный сон.

Горный поход по Архызу оказался сложным в плане перепада высот и неблагоприятных погодных условий. Все участники преодолели трудности – спуски, подъемы, дождь, грозу, град, и, самое главное, проверили себя на выносливость и закалили свой организм.

А. Камю говорил: «Путешествие, как самая великая наука и серьезная наука, помогает нам вновь и вновь обрести себя». И, вновь пройдя непростой путь по горам, мы каждой клеточкой ощутили правоту этих слов…

Котлярова Любовь, руководитель похода.